Али Той открыл новое измерение в каллиграфии (+фото)

Исламский каллиграф и архитектор из Турции Али Той стал недавно лауреатом престижной Награды Президента Турции в области традиционного искусства.


Али Той родился в городке Тавшанлы (провинция Кютахья). В 1988 году он окончил архитектурный факультет Стамбульского технического университета, а в 1992 году – отделение геодезии и реставрации. Свой диплом по каллиграфии он получил от именитого каллиграфа – доктора Али Алпарслана. Он пишет почерками «та’лик», «дивани» и «рика’». Принимал участие в нескольких международных выставках в Турции и за рубежом, открыл 28 личных выставок. Удостоился 6 наград на 4 крупных международных конкурсах по каллиграфии. Продолжает работать в сфере архитектуры, реставрации и каллиграфии в Стамбуле. В своих каллиграфических работах обращается не только к классическим стилям начертания арабских букв, но также использует свои познания в области современной архитектуры и дизайна, что позволило ему стать настоящим новатором в сфере исламской каллиграфии. Вместе с тем, многие отмечают, что его творчество отличает намеренная наивность стиля.

Коллекционер и искусствовед Мурат Кылыч говорит о его стиле: «Гармония заключенной в его работах простоты, уникальность его композиции, его архитектурная дисциплинированность вкупе с традиционными начертаниями каллиграфического искусства выводят нанесенные этим драгоценным мастером на бумагу чернила из двухмерного пространства и переносят в трехмерное».

Али Той следующим образом описывает свое знакомство с каллиграфией: «Интерес к искусству каллиграфии возник у меня во время учебы на архитектурном факультете Стамбульского технического университета. Мне особенно нравился почерк «та’лик». У этого почерка есть своя магия, которая воздействует на человека. В 1985 году я познакомился с мастером почерка «та‘лик» – уважаемым доктором Али Алпарсланом – и стал обучаться этому почерку… В 1988 году я уже получил диплом (иджаза) по этому почерку…».

“Да будет ваш исход благим” / Источник фото: Dünya Bülteni

Секрет успеха – любовь к учителю

«В 1988-1992 годы я работал, используя почерки «рика’», «дивани» и «джали». Однако я никогда не чувствовал себя удовлетворенным. Однажды я сказал учителю: «Учитель, если вас не затруднит, я хочу с вами постоянно видеться, знакомиться с вашими взглядами, получать от вас новые знания». Учитель сказал: «Раньше говорили: «Учителя и ученика разлучит лишь смерть». Я тоже был бы рад встречаться с тобой». Это единение продолжалось до смерти моего учителя в 2006 году. Темой наших бесед с учителем всегда была каллиграфия, в особенности, почерк «та’лик» и классическая турецкая литература. По сути, мое обучение  каллиграфии продолжалось 21 год – с 1985 года по 2006».

Его коллега Сами Токгёз говорит о нем: «Он был привязан к учителю как к отцу. Али Той-бей ценил каждое состояние и движение своего учителя, часто его навещал, оказывал ему почтение».

Другой каллиграф, доктор Сулейман Берк говорит об унаследованной им у своего учителя любви к литературе, без которой невозможно быть настоящим каллиграфом: «У него всегда был большой интерес к поэзии, в особенности, к классической. Он помнит наизусть множество стихов поэтов-классиков и умеет найти им применение, когда это бывает уместно».

Басмала / Источник фото: Dünya Bülteni

Басмала / Источник фото: Dünya Bülteni

Искусство – это дело традиции

«Кроме «та’лик», «дивани» и «рика’», я изучаю почерки «шикесте», «куфи» и «магриби». Я также пишу почерками, которые представляют собой сочетание нескольких из этих почерков… Я люблю все классические почерки, а также современную каллиграфию и шрифты, и использую их в своих произведениях. Современные почерки, которыми я пишу, представляют собой результат совмещения архитектурного образования с изучением классической каллиграфии. Влияние архитектуры значительно, как в моих классических каллиграфических работах, так и в новых творческих поисках».

Несмотря на готовность к новациям и экспериментам, Али Той подчеркивает значение традиции, как для классической исламской каллиграфии, так и для любого искусства вообще.

«Искусство, будь оно классическим или современным – это дело традиции. Каллиграфическое искусство заложено в традиции нашего народа и его генах».

Источник фото: Dünya Bülteni

Источник фото: Dünya Bülteni

Источник фото: Dünya Bülteni

Источник фото: Dünya Bülteni

Источник фото: Dünya Bülteni

Басмала / Источник фото: Dünya Bülteni

Басмала / Источник фото: Dünya Bülteni

Басмала / Источник фото: Dünya Bülteni

Басмала / Источник фото: Dünya Bülteni

Аллах / Источник фото: Dünya Bülteni

Аллах / Источник фото: Dünya Bülteni

Имя Аллаха “Аль-Вадуд” (Любящий/Любимый) / Источник фото: Dünya Bülteni

Мухаммад / Источник фото: Dünya Bülteni

Мухаммад / Источник фото: Dünya Bülteni

“Что же, если стану я носить, подобно венцу на голове, след ступни того достопочтенного Царя посланников. Цветком из цветника пророчества является хозяин той ступни. О Ахмет, не стой же, припади лицом своим к подножию того цветка”. Султан Ахмет. / Источник фото: Dünya Bülteni

“Мы направили тебя лишь в качестве милости для миров” (сура “Аль-Анбийа”, 107) / Источник фото: Dünya Bülteni

Комментарии