В Дели празднуют юбилей последнего поэта эпохи Великих Моголов

Наследие мусульманского поэта из Индии Мирзы Галиба кажется почти забытым. Однако  220-летие великого поэта, которое приходится на 27 декабря, будет отмечено трехдневной программой мероприятий, организованных под руководством известной индийской танцовщицы Кум Умы Шармы и ряда других видных граждан страны. Мероприятия начались с символического свечного шествия, которое прошло 24 декабря в Дели. Поэзия на языке урду считается в современной Индии общим наследием мусульман и индусов.


Свечное шествие, организованное при поддержке движения Галиб Мемориал, началось в городской ратуше на Чандни Чоук в старом районе Дели и продолжалось до его родного квартала Гали Касимджан Хавели.

Помимо признанной мастерицы традиционного североиндийского танца «катхак» и поклонницы творчества поэта Умы Шармы, в шествии участвовали и другие известные деятели –  педагог Ашок Пратап Сингх, общественный деятель Фироз Бахт Ахмед, вокалист Устад Икбал Ахмад Хан из Дилли-Гхараны, актер Бадруддуджа Сиддики Наджми, а также чиновники, дипломаты и представители творческой интеллигенции.

Трехдневный фестиваль “Галиб” будет продолжаться 28 и 29 сентября.

Последний поэт эпохи Великих Моголов

Мирза Асадулла-хан Галиб является одним из наиболее популярных индийских поэтов, писавший на языках урду и фарси, считался в своем время признанным знатоком Корана и апологетом суфизма.

Он родился 27 декабря 1797 года в Агре, в знатной мусульманской семье из рода Айбеков, происходившей от тюркских правителей из Средней Азии. Отец и дед Галиба были военачальниками, занимавшими видное положение при дворе Моголов.

Юный Галиб рост сиротой в доме деда, успел побывать в тюрьме. В 1850 году он был приглашён к Могольскому двору в качестве придворного хрониста, а в 1854 году занял место советника последнего Великого Могола –  Бахадура Шаха II. Однако после восстания сипаев 1857—1859 гг., положившего конец династии Моголов, его должность перестала существовать, имущество было разграблено, а дом разорён. Свои последние годы поэт прожил в Дели, где умер в 1869 году.

Славу великого поэта ему принесли два дивана — на урду и на фарси. В соответствии с установившейся в мусульманской Индии поэтической традицией, основу творчества Галиба составляла «газель» – лирическое стихотворение о любви. Согласно суфийскому толкованию, любовное чувство, которое охватывает всего человека, символизирует божественную любовь. Поэтому зачастую подлинный смысл таких стихотворений Галиба может быть едва уловим, ведь в одной и той же газели изъявление любовных чувств может быть обращением к Богу, к возлюбленной или же к самому себе.

Наследие Галиба одинаково важно для мусульман и индусов

Примечательно, что среди искренних почитателей поэзии Галиба немало индусов, для которых его творчество является неотъемлемой частью и органичным продолжением традиционной индийской культуры

Во время этого мероприятия на старинной улице Чандни Чоук прохожие стали свидетелями шествия разносчиков благовоний (атарвала) и традиционных опахальщиков (панкхевала), наблюдали за огнями факелов, слушали звуки огромных труб «нагада». Шествие к дому Галиба в Гали Касимджане сопровождали артисты, игравшие на музыкальных инструментах эпохи Моголов – нафири и таше.

В родном квартале поэта, отдавая ему дань уважения, Ума Шарма рассказала, как активист Фироз Бахт, создавший два десятилетия назад движение Галиб Мемориал, начал бороться за восстановление особняка (хавели) Галиба, когда она только начала посещать дом Галиба и проводить там мероприятия. Ума Шарма высоко оценила чиновников правительства Дели, которые помогли ей реализовать многие ее инициативы в этом деле.

Ашок Пратап Сингх сказал, что поэзия Галиба уникальна не только интенсивностью передаваемых чувств, но и изысканным очарованием и глубокими мыслями, которые являются частью его прекрасного мира, и что правительство должно помочь художникам, как Ума Шарма, которые пытаются возродить имена таких великих поэтов, как Галиб.

Фироз Бахт высказал мнение, что поэзия – это умирающее искусство, и дети этой эпохи не знают, кто такой Галиб, а потому правительство Дели должно включить экскурсии в особняк (хавели) Галиба в программу культурного наследия в школах. Кроме того, он подчеркнул, что Хавели-э-Галиб, должен быть не мертвым памятником, а живым местом, в котором должен функционировать читальный зал, проводиться вечера поэзии и т.д.

28 декабря 2017 года состоится поэтический вечер (мушаира) для ценителей поэзии на языке урду, в котором примут участие поэты Гульзар Дехлеви, Мензера Бхопали, Наваз Деобанди, Хушбир Сингх Шад, Кунвар Ранджит Сингх Чаухан, Наштар Амрохви, Моин Шадаб, Шарик Кайфи, Шараф Нанпарфи, Алок Шристава и Кайсар Халид.

На третий день карнавала “Галиб” главным гвоздем программы станет уникальное хореографическое выступление Умы Шармы в Индийском исламском культурном центре, которое состоится 29 декабря 2017 года. Перед этим Радхика Чопра, знаменитая исполнительница традиционных мусульманских и суфийских песнопений «газель», увлечет поклонников поэзии Галиба своим мелодичным голосом.

Комментарии