“За гранью священного”: голоса исламской идентичности в США

В Центре искусств Уильямса при Колледже Лафайет в небольшом городке Истон, штат Пенсильвания, прошло почти полуторачасовое театрализованное шоу с участием пяти мусульман, которые рассказывали людям истории своих жизней. Это событие проходит в рамках круглогодичного цикла мероприятий центра под названием «Гобелены: голоса современной мусульманской культуры». Сторителлинг – повествование историй о своей жизни перед аудиторией – становится все более популярной среди западных мусульман формой сценического искусства и способом донесения до людей своего личного опыта, чтобы помочь им избавиться от стереотипов об исламе и мусульманах.


Возможно, первое, что нужно знать о постановке молодых американских мусульман под названием «За гранью священного» («Beyond Sacred»), в которой рассказывается о том, какая жизнь у них была до терактов 11 сентября и какой она стала после них – это то, чем эта постановка не является.

Это не полемика по поводу преследования религиозного меньшинства, последовавшего вслед за ужаснейшей террористической атакой на американскую землю. Да, в постановке упоминаются анекдоты о том, как относились к мусульманам после 11 сентября, о некоторых подозрениях и предрассудках, с которыми они столкнулись. Но в постановке также идет речь о забавных вещах, которые они помнят из своего детства, прошедшего в США и других странах, об их семьях, различиях во взглядах на свою религию и их жизненных ориентирах. По словам продюсера Брюса Эллардайса, речь идет о том, чтобы выйти за рамки стереотипов и поощрять чувство сопереживания.

«Публика закрывается, когда ей предлагают … искусство, которое ищет виновных», – говорит Эллардайс. «Это не то, чего мы хотим. Наоборот, мы хотим установить прочную связь между актерами и публикой».

80-минутное шоу было показано вечером в минувшую пятницу в Центре искусств Уильямса при Колледже Лафайет в Истоне. Это одно из событий в рамках круглогодичного цикла мероприятий центра под названием «Гобелены: голоса современной мусульманской культуры».

Источник фото: Facebook

С 2015 года, когда постановка «За пределами священного» была показана впервые, состоялось в общей сложности более 70 показов в 9 штатах.

Эллардайс так описывает спектакль, сделанный в форме интервью: «реальные люди, произносящие свои слова в общем хоре перед микрофонами и пюпитрами». В постановке в качестве технической поддержки используются профессиональное освещение, звук и экран на заднем плане. По окончании спектакля зрители имеют возможность задать актерам интересующие их вопросы.

Во время спектакля происходит поочередный разговор пятерых молодых женщин и мужчин-мусульман. Фердоус Дехган, который родился в Кабуле (Афганистан) и бежал со своей матерью из контролируемого Талибаном региона, когда ему было 4 года. Амир Хосан Хафаги родился в Квинсе (Нью-Йорк). Его отец араб, а мать пуэрториканка, сам же он называет себя арабориканцем. Тиффани Ясмин Абдельгани из Брентвуда (Лонг-Айленд) объясняет, почему она предпочитает носить хиджаб. Кадин Херринг, родившийся во Флориде, рассказывает о своей борьбе с верой. Маха Сайед родилась в Кувейте, но ее родители пакистанцы. Она часто переезжала из-за того, что ее отец работал в нефтяной сфере. За 20 лет она успела проучиться в 16 школах в США и в других странах.

В какой-то момент Сайед иронически говорит публике: «Я будто бы была пакистанкой в Пекине».

Когда начинается спектакль 32-летняя Сайед шутит, что имя ей придумал брат: «Он выбрал мне имя из своего альбома за пятый класс, поэтому я, вероятно, была названа в честь девушки, в которую он был влюблен». Она живет в Гарлеме и работает в некоммерческой организации «Коалиция юридический помощи Нью-Йорка» (New York Legal Services Coalition). Пару лет назад несколько друзей рассказали ей, что идет набор молодых мусульман, которые любят рассказывать истории. Они настояли на том, чтобы она тоже подала заявку. Сайед прошла пробы, на которых должна была рассказать об основных вехах своей жизни.

«У меня не было привычки держать в уме факты из семейной хроники», – сообщила Сайед в недавнем телефонном интервью. «Мои родители сильно насторожились из-за того, что я задавала эти конкретные вопросы о датах, времени и местах». В конце концов она рассказала им, почему она это делала, и после просмотра они стали большими поклонниками спектакля.

Источник фото: Facebook

«Я думаю, что они смотрели постановку раз восемь или девять», – говорит Сайед. «В действительности, это первая сделанная мной в жизни вещь  которая реально им понятна».

«У нас очень большая, закрытая и немного шумная пакистанская семья», – говорит она. «Я всегда хорошо училась в школе, поэтому они до сих пор в замешательстве из-за того, что я не стала врачом».

Цель постановки заключается в том, чтобы показать немусульманам многообразие мусульман в Америке и стимулировать дискуссию среди верующих мусульман.

«Я думаю, что мусульмане должны вести этот разговор внутри своей общины», – говорит Сайед. «Это одна из самых многообразных религий в мире, и мы в действительности не поняли расовые и экономические процессы, которые происходят в мусульманском сообществе. Это было проблемой в течение очень долгого времени. «В какой-то момент спектакля я говорю о том, не ношу хиджаб и тогда люди считают, что я не религиозна, потому что не ношу хиджаб».

Она говорит, что после одного шоу к ней подошли молодые девушки из Турции, которые были одеты в футболки и шорты.

«Они сказали мне большое спасибо за эти слова о хиджабе, потому что люди все время сомневаются в их религиозности», – вспоминает Сайед.

Сайед была в 10-м классе, когда произошли теракты 11 сентября. За год до этого она вернулась в США с Ближнего Востока, и она довольно четко осознавала, что одноклассники и незнакомцы смотрят на нее по-другому.

По словам Сайед, до 11 сентября ее американские одноклассники практически ничего не знали о странах Ближнего Востока. «Люди думали, что Ближний Восток находится недалеко от Чикаго. И они интересовались тем, каталась ли я на верблюдах. Но примерно через год после 9/11, внезапно все уже знали обо мне все, что нужно. И это произошло не из-за того, что они спросили меня об этом».

Она утверждает, что стала «гиперосведомленной» о том, что означала ее мусульманская идентичность для некоторых американцев. В школе, если кто-то упоминал об Исламе, другие ученики поворачивались, чтобы увидеть, какова будет ее реакция.

Эта гиперосведомленность вернулась, говорит Сайед, во время президентской избирательной кампании 2016 года после того, как Дональд Трамп потребовал запретить мусульманам въезд в США. В итоге, запрет распространился на шесть стран с преобладающим мусульманским населением.

«Я чувствую, что задерживаю дыхание, когда прохожу мимо службы безопасности аэропорта», – говорит она.

«Я американская гражданка, и я стараюсь использовать это в своих интересах», – продолжает Сайед. «Я могу ходить на протесты против президента Трампа, не боясь быть депортированной. Я могу говорить об этом, имея определенную степень защиты, которую не имеют другие люди. Вы пытаетесь использовать доступные вам площадки и быть достойными тех привилегий, которые получили исключительно благодаря собственным заслугам».

Она говорит, что выступление в спектакле «За пределами священного» позволяет ей достучаться до людей иным способом.

«Эта площадка, на которой благодаря искусству можно добиться того, чего не сделать при помощи миллиона митингов и миллиона выступлений. Это своего рода опыт сопереживания другому человека через постановку себя на его место, а также признание различий», – говорит она.

По утверждению Сайед, спектакль больше похож на интимный разговор, нежели на лекцию о политике. Она вторит писательнице Саре Зац, которая написала сценарий спектакля, используя собственные слова и истории каждого участвующего в нем актера.

«Кто-то может прийти на этот спектакль, думая, что знает все, что нужно об исламе и мусульманах, но они не могут возразить нашему жизненному опыту», – говорит Сайед в завершении. «Это наши жизни, это наши истины. Это не политические дебаты. И я думаю, что это уникальным образом обезоруживает оппонента».

Марджи Питерсон / mcall.com

Комментарии