Иерусалим – жертва культурного геноцида

Президент Дональд Трамп объявил о своем решении официально признать святой город столицей Израиля, а также о плане в конечном итоге перенести туда посольство США из Тель-Авива. Этот шаг развязывает руки сторонникам культурного и этнического геноцида в правящих кругах Израиля. Иерусалим является святыней и важным культурным центром для представителей трех авраамических религий – ислама, христианства и иудаизма. Однако нынешняя политика Тель-Авива направлена на искажение культурного облика этого древнего города и непрерывную ликвидацию следов почти 1200-летнего арабо-мусульманского культурного присутствия в городе.

Республиканские политики и раньше говорили о необходимости переноса посольства в Иерусалим, однако ни одна администрация не делала практических шагов в этом направлении. В 1995 году Вашингтон объявил, что планирует перенести свое посольство из Тель-Авива в Иерусалим, однако эта мера на протяжении 22 лет отсрочивалась при Клинтоне, Буше и Обаме каждые шесть месяцев по соображениям «национальной безопасности». Международное сообщество не признает оккупации Иерусалима и рассматривает Восточный Иерусалим как границу Палестинской автономии.

И вот сегодня Трамп сделал это заявление, несмотря на почти единодушное противостояние со стороны международного сообщества. Уже второй раз за последние две недели он получил суровый упрек от британского премьер-министра. Папа Римский Франциск выразил свою “глубокую озабоченность” по поводу любого шага, который нарушает “статус-кво” в этом городе. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что это является “красной чертой” для мусульман, и пригрозил разорвать дипломатические связи с Израилем.

Также президент Франции, саудовский король и иранский верховный лидер упрекнули Трампа в принятии решения, которое, как все считают, наносит ущерб палестинцам — и которое повсеместно рассматривается как подрыв перспектив решения проблемы сосуществования двух государств.

Единственный лидер, который, казалось, был доволен – это израильский премьер-министр Нетаньяху, заявивший, что это «исторический день…. Иерусалим был центром наших надежд, наших мечтаний, наших молитв на протяжении трех тысячелетий. Иерусалим был столицей еврейского народа на протяжении 3000 лет».

В своем выступлении президент приветствовал Иерусалим как “столицу еврейского народа, созданную в древние времена” и сказал, что пришло время принять “новый подход” к конфликту, который не имеет никакого разрешения.

Иерусалим – цивилизационный мост трех мировых религий

Иерусалим является святыней и важным культурным центром для представителей трех авраамических религий – ислама, христианства и иудаизма.

Для мусульман Иерусалим является третьим по значимости священным городом. В 610 году он стал первой киблой мусульман, а десять лет спустя именно сюда, согласно Корану, отправился во время своего ночного перенесения (исра) Пророк Мухаммад (САВ), и отсюда же перенесся в ту ночь на небеса.

На протяжении своей долгой истории Иерусалим был 2 раза уничтожен, 23 раза захвачен, 52 раза подвергся нападениям и осаде. Также неоднократно менялся пестрый этнический и конфессиональный состав населения города. Если в 1525 году число мусульман в 3 раза превышало число проживавших в городе евреев, а в 1538 году – в 6 с лишним раз, то уже в первой половине 19 века устанавливается численный перевес евреев, а сегодня в Иерусалиме проживают 574000 евреев и 285000 мусульман.

Старый город стал в 1981 году памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО

В 2009 году Аль-Кудс (Иерусалим) был объявлен столицей арабской культуры.

На научной конференции “Культурное наследие Иерусалима (Аль-Кудс)” в Бейруте в 2009 году генеральный директор Аз-Зайтуна Центр Мохсен Салех подчеркнул постоянные попытки Израиля уничтожить это наследие, фальсифицировать, чтобы ликвидировать права палестинцев на эти земли и города.

Мухаммад Исса Сальхия, эксперт по исламской истории и цивилизации, отметил, что Аль-Кудс всегда был выдающимся цивилизационным мостом, вносившим вклад во всемирное культурное наследие”. По мнению Сальхии, «этот вклад не предполагал никаких ограничений или дискриминации в отношении какой-либо религии, национальности или расы, а был открыт для всех других культур и цивилизаций».

Жителями Иерусалима были факих Ибн Кудама аль-Макдиси (1146-1223), математик Ибн аль-Хайим, историк Муджир ад-дин аль-Улайми (1452-1522),  арабский просветитель христианского происхождения Халиль ас-Сакакини (1878-1953) и многие другие.

Мавзолей Муджир ад-дина аль-Улайми в Иерусалиме

Иерусалим и палестинская идентичность

Коренной иерусалимец и профессор Бирзейтского университете в Рамаллахе, палестинский историк Назми аль-Джуба пишет: «Большинство палестинцев придерживаются общего убеждения о том, что в этническом и культурном смысле они являются преемниками всех цивилизаций, которые существовали на земле Палестины с самого начала истории, независимо от периода, этнической или религиозной сущности, под чей властью ни находился город в то время. Это понимание лежит в основе исторического и культурного восприятия Иерусалима его палестинскими жителями».

Что касается ислама, то его первоначальная связь с Иерусалимом воплощается в том, что он является наследником религиозного и культурного наследия авраамических религий, которые предшествовали ему: все пророки и события, предшествовавшие пророку Мухаммаду, считаются неотъемлемой частью арабо-исламского религиозного и культурного наследия.

Город Иерусалим был связан с большим количеством библейских персонажей, как Авраам, Соломон, Давид и другие пророки. Они упоминаются в Коране и считаются пророками, в том числе Ибрахим (Авраам), занимающий видное место в мусульманском вероучении.

Жемчужиной арабо-исламского наследия в Иерусалиме является мечеть Куббат ас-Сахра (Купол Скалы), построенная на месте совершения Исры и Ми’раджа, одно из самых великолепных и символичных зданий в истории исламской цивилизации. Она стала национальным и политическим символом Иерусалима и Палестины.

Следует заметить, что два других священных города ислама – Мекка и Медина – никогда не имели такого важного политического значения, какое имел Иерусалим, что во многом обусловлено его нахождением на стыке разных культур.

Во времена крестовых походов почти столетие город был важным политическим и религиозным символом для христианской Европы. Его завоевание крестоносцами рассматривалось арабами и всем исламским миром как поражение, а последующее освобождение воспринималась как цель и долг всех мусульман.

Выходцы из Иерусалима, бежавшие от крестоносцев, селились в Дамаске и других городах Аш-Шама, а также в Ираке и Египте, однако всегда помнили о своем родине. Благодаря этой ностальгии по Иерусалима развился новый жанр арабской поэзии – «фадаиль аль-Кудс» (достоинства Иерусалима). Авторы таких произведений перечисляли заслуги Иерусалима: его значение для арабов и мусульман, его связь с важными религиозными и историческими сражениями, историческими деятелями ислама, мусульманским вероучением и наследием.

До нас дошли некоторые из этих стихов:

«Ради Аллаха, пройди над Иерусалимом, облако,

Передай мое приветствие его долинам и холмам.

Я с горечью расстался с тобой,

мои глаза почти слепы от слез.

После тебя мои глаза могут видеть мир только

Как мрачную ночь или пасмурный день».

С окончанием крестовых походов произошло возрождение арабо-исламского наследия города в науке, архитектуре и других аспектах цивилизации. Это был период правления египетских Мамлюков, благодаря которым город приобрел большую часть всех тех прекрасных зданий, которые придают ему архитектурную и культурную самобытность по сей день.

Однако эта архитектурная специфика –  не единственное достижение арабо-исламской цивилизации в городе. Всегда были важны плюрализм многообразие, которые существовали в исламский период истории Иерусалима. Никогда на протяжении всей своей истории город не имел такого разнообразия религиозных и этнических групп: евреев, христиан, а также мусульманских групп различного этнического происхождения, как в период правления Мамлюков.

Город был проникнут арабо-исламским культурным наследием, однако это не приводило к навязыванию этого наследия всем его жителям. Скорее, оно создавала атмосферу, в которой различные конфессии жили в условиях религиозной и этнической толерантности, вместе участвуя в преобразовании города и делая его своим общим домом.

Печальное положение палестинской культуры в Иерусалиме

Директор палестинской культурной организации «Йабус» из Иерусалима Рания Эльяс пишет, что Иерусалим занимает уникальное положение среди палестинских городов, потому что он был изолирован соглашениями в Осло от его естественного палестинского окружения, и доступ к нему был запрещен всем, кто не является его жителями.

Израильские планы по новой застройке Иерусалима направлены на иудаизацию его облика и уничтожение любых следов арабского и исламского присутствия в городе.

Как она считает, «главный конфликт в Иерусалиме касается не камней, домов, улиц и аллей, которые, хотя и важно сохранять, но они могут исчезнуть в один прекрасный день. Более важными являются люди, которых Израиль намерен удалить вместе с их арабской культурой и палестинским духом, которые придают городу свои корни и чувство принадлежности. Арабская культура заменяется вместо этого культурой потребления, которая не несет в себе жизнеспособных элементов. И здесь лежит основная проблема».

Наблюдается значительное обеднение общей культурной жизни в оккупированной столице. Оккупационная политика направлена на то, чтобы свести палестинскую культуру к “фольклору”, а палестинское правительство не в состоянии действовать в Иерусалиме, так как оно привержено подписанным соглашениям, запрещающим его деятельность в столице. Таким образом, Иерусалиму не уделяется никакого приоритетного внимания в политике Палестинской автономии. В городе нет постоянных палестинских учреждений (включая культурные центры), которые были бы сопоставимы с поддержкой, которую оккупанты оказывают своим мероприятиям. Кроме того, палестинские палестинцы стали неохотно участвовать в предлагаемых им мероприятиях, главным образом по социальным, религиозным и экономическим причинам. Таким образом, многие отдельные лица и учреждения перенесли свои мероприятия в другие палестинские города, например, в Рамаллах, где обеспечивается их безопасность и жизнедеятельность.

Проблемы, с которыми сталкиваются палестинские культурные институты в Иерусалиме, можно резюмировать следующим образом:

Во-первых, политическая ситуация в Иерусалиме сопряжена с уникальными проблемами, связанными с политикой господства, искоренения, уничтожения и разрушения, которые наносят удар по нашему городу. Палестинцы в Иерусалиме страдают от сложной системы преследований, которая затрагивает молодежь и включает политические преследования, изоляцию и отчуждение. Чрезмерные процедуры безопасности препятствуют осуществлению мероприятий и программ. Нет официального представительного органа, который мог бы служить ориентиром, оказывать помощь в принятии решений или обеспечивать безопасность в городе.

Приглашение палестинских художников в Иерусалим требует длительной процедуры получения разрешений на въезд, что затрудняет последовательную деятельность и реализацию запланированных программ. Это усиливает и без того огромное психологическое давление и увеличивает финансовые затраты. Религиозная нетерпимость, социальная отсталость и идеология такфиризма (обвинения других мусульман в вероотступничестве) создают дополнительные проблемы. В результате растущей эмиграции численность христиан – когда-то одной из основных составляющих населения Иерусалима – уменьшается, а вместе с ним сокращается их некогда эффективное культурное присутствие.

Вторая проблема связана с финансированием и устойчивостью. Известно, что в Иерусалиме стоимость жизни гораздо выше, чем в других палестинских городах. Кроме того, средства в основном направляются на осуществление социальных проектов. Деятели культуры считают, что культура в Иерусалиме не получает справедливой доли финансирования ни от частных жертвователей, ни от палестинского правительства. Как представляется, культура не является приоритетной задачей даже в том случае, если речь идет о социальной ответственности. Наконец, необходимо учитывать, что палестинским властям не дозволяется собирать налоги в Иерусалиме.

Третья проблема связана с нежеланием Иерусалимской палестинской общины посещать мероприятия из-за социально-политических условий и отсутствия безопасности. Иерусалимские деятели искусства живут в сложных условиях, а культурные центры страдают финансово и технически. Эти институты также не способны привлечь молодежь и широкую общественность к участию в изменении малопродуктивного в настоящее время палестинского культурного дискурса.

Исламосфера

Комментарии