Индийская писательница Садия Дельви: «Суфизм – это сердце Ислама»

Садия Дельви, выступая на литературном фестивале Litfest, проходившем в загородном клубе Tollygunge Club в столице бенгальской киноиндустрии Толлигандж к югу от Калькутты, поделилась с читателями своими мыслями об исламе и суфизме.


«В исламе нет ничего важнее любви к Богу, и ничто не может помочь вызвать эту любовь лучше, чем распространение любви к ближним по всему миру.

И что еще может помочь распространить этот гуманизм, кроме суфизма – более мягкого подхода к религии, который обращен ко всему человечеству и связывает друг с другом даже немусульман».

Этими словами популярная индийская писательница Садия Дельви подвела итоги обширной дискуссии о том, отошел ли немного суфизм от того, что проповедуется в более жестких версиях ислама.

Дельви сравнивает суфизм с движением Бхакти, которое пришло в качестве реакции на индуистский фундаментализм и принимало всех, независимо от касты, вероисповедания, религии и пола, через язык или любовь и музыку. Она напомнила собравшимся о взаимодействии великих суфийских святых Индии с индуистскими йогами. Ее слова изобиловали цитатами из Низамуддина Аулии и Баба Фарида, которые оставили после себя уникальное наследие гуманистического истолкования ислама. “Вам не обязательно нужно быть мусульманином, чтобы понять красоту суфизма. Через божественную музыку суфизм может установить прямую связь между вами на земле и Богом свыше! Даже Гуру Нанак (основатель сикхизма – Исламосфера) находился под влиянием Баба Фарида”, – подчеркнула она.

Баба Фарид (1175-1265) и Низамуддин Аулия (1238-1325) – самые значимые шейхи тариката Чишти, получившего широкое распространение на Индийском субконтиненте.

«Позже сухое толкование ислама, поддерживаемое богатой нефтью Саудовской Аравией, начало захватывать воображение людей. Однако, как нельзя отделить Адвайту от ортодоксального индуизма и дзен от буддизма, так нельзя вырвать суфизм из сердца ислама», –  заключила Дельви. “В то время как исламофобия нарастает, и мы живем в мире ненависти, хорошо, что вокруг происходит возрождение суфизма, ведь это, безусловно, поможет установить мир вокруг нас “, – убеждена Дельви.

Садия Дельви родилась в 1957 году в Дели. Ее предки, проживавшие в Дели на протяжении несколько веков, приехали в столицу с территории нынешнего Афганистана по приглашению могольского правителя Шаха Джахана. Она является журналистом, известной в стране медиа-персоной, общественным деятелем, писателем и колумнистом ежедневной газеты Hindustan Times, часто публикуется в газетах и журналах, выходящих на английском, хинди и урду. Считает себя поклонницей средневековых суфийских шейхов Хваджи Гариб Наваза из Аджмера и Хазрата Низамуддина Аулии из Дели. Дельви написала три книги, две из которых посвящены суфизму и одна – оригинальной кухне Дели.

Садия Дельви широко известна критикой радикальных толкований ислама. Дельви является режиссером и сценаристом целого ряда документальных фильмов и телевизионных программ. Самой популярной ее книгой стала книга “Суфизм: сердце ислама”, в которой подробно излагаются богатые суфийские традиции ислама и значение суфийского послания о любви, терпимости и братстве. Она опирается на ряд мусульманских текстов и традиций, доказывая, что суфизм не является нововведением, а представляет собой продолжение того интеллектуального процесса, который связывает мусульман со своими религиозными предшественниками вплоть до Пророка Мухаммада (САВ). Книга дает экскурс в образ жизни суфиев, их литературу и философию, в которой подчеркивается очищение сердца.

Исламосфера

Комментарии