Индийские ученые: Моголы выступали за секуляризм и межрелигиозный мир
Исламские ученые приняли участие во всеиндийском семинаре “Администрация Могольских правителей и секуляризм”, организованном в понедельник, 22 января 2018 года, в индийском городе Нагпур. Они заявили, что Могольские императоры были знаменосцами мира, братства и секуляризма. “Сегодня Ислам воспринимается как пропаганда экстремизма, но история показывает, что мусульманские правители отстаивали культурное единство и религиозную терпимость”, – сказали они.
Мусульманские ученые выступали на общеиндийском семинаре “Администрация Могольских правителей и секуляризм “, организованном Высшей школой и младшим колледжем искусств, коммерции и науки Кидвай.
“Их (Могольских императоров – Исламосфера) правление было справедливым, а не тираничным”, – сказал всемирно известный исламский ученый Ахтарул Васи, вице-канцлер университета Маулана Азад в Джодхпуре.
Ораторы привели прекрасные примеры терпимости (равадари), практикуемой правителями Моголов, “что сделало Индию великолепной нацией во всех аспектах”.
“При поддержке Акбара было построено большое количество храмов, в том числе в Каши, Патне, Матхуре. Даже Аурангзеб выделял огромные пожалования и землю для строительства и содержания храмов. Они никогда не вмешивались в веру своего народа, что помогло им завоевать сердца людей”, – сказал Мохаммед Азхар, литератор из Дели.
Просветитель Самир Сиддики согласился с предыдущими докладчиками и рассказал, как межконфессиональный мир достиг пика в эпоху великих Моголов. Он также отметил высокую степень терпимости правителей других индийских государств, подчинявшихся в то время Моголам и боровшихся против мусульманского правления: “Маратхский император Шиваджи никогда не вторгался в мечети. Если он находил копию Священного Корана после завоевания какого-нибудь города, он почтительно передавал ее кому-либо из своих солдат-мусульман”.
Согласно Сиддики, мудрые правители из династии Великих Моголов выявляли таланты у мастеров и архитекторов, используя их по мере своих возможностей. “Они позволили им развивать свои навыки, которые проложили путь Индии к процветанию”, – сказал он.
“Ни одна нация в мире не могла конкурировать с индийскими стандартами качества, когда речь шла о судостроении, производстве текстиля и стали в период Султаната. Мы также опередили всех в искусстве обработки алмазов”, – сказал Сиддики.
Указывая на значительную разницу между британским и Могольским правлением, Сиддики процитировал индийского дипломата Шаши Тхарура и сказал: “Могольская Индия была самой богатой экономикой на протяжении 17-го века и составляла впечатляющие 27% от мирового ВВП. С другой стороны, эксплуатация, разрушения и грабежи, происходившие в течение 200 лет британского правления, привели 90% населения Индии за черту бедности.”
Говоря о модернизации медресе, Ахтарул Васи сказал: “Идеологии, лежащие в основе медресе, не требуют каких-либо изменений, тогда как навыки могут повышаться. Талантливые люди во времена правления Великих Моголов, которые получали образование в медресе, создали архитектурные чудеса, такие как Тадж-Махал, Кутб Минар и многие другие, когда таких крупных университетов, как Оксфорд, ИИТ (Индийский институт технологии – Исламосфера), ИИМ (Индийский институт менеджемента – Исламосфера), даже не существовало.”
Актуальность этого мероприятия очевидна для всего мусульманского населения Индии, которое в годы правления националистической Индийской народной партии (Бхаратия джаната парти) подвергается всяческой дискриминации. Одним из проявлений дискриминации является борьба с исламским культурным наследием Индии и утверждение в сознании индийцев негативного образа Ислама.
Всецело отрицается колоссальный вклад мусульман в развитие культуры Индии, а правление мусульманских правителей ассоциируется с подавлением индуизма. Представители правящей партии практически оправдывают разрушение Мечети Бабура в Айодхье и пытаются исключить Тадж-Махал из списка основных достопримечательностей Индии.
Все это происходит на фоне фактического превращения Индии в индуистское государство, вопреки 42-й поправке к Конституции Индии, которая гласит, что она является светским государством, и ни одна религия не может быть признана государственной.
Мусульманская интеллигенция и ученые видят альтернативу в борьбе за сохранение секуляризма как одного из принципов современной индийской государственности, в котором они видят продолжение традиций веротерпимости, заложенных в период мусульманского владычества на Индийском субконтиненте.
Исламосфера