Исламские истоки современного искусства на международной выставке в Алматы

В Алматы проходит выставка британского музея Виктории и Альберта (V&A), на которой представлены работы финалистов четвёртой премии «Джамиль» (Jameel Prize). Премия «Джамиль» была учреждена в 2009 году с целью продемонстрировать богатое культурное наследие исламского мира. С тех пор она ежегодно собирает художников по миру, а финалисты и победитель получают право выставить свои работы в V&A. Главной целью конкурса стало расширение представления об исламском искусстве и его месте в мире, а также поощрение художников и дизайнеров, которые используют исламские мотивы в своем творчестве.


Jameel Prize – это, в первую очередь декоративно-прикладное искусство. Дизайнерскую направленность задала еще знаменитый архитектор Заха Хадид, которая несколько лет была главным куратором премии.

На выставке в Алматы можно увидеть тридцать пять абсолютно разных произведений искусства: коллажи из бумаги, керамика, скульптуры, книжных иллюстрации, инсталляции и даже видео-работы с куклами-марионетками. Все они являются наглядным примером реального культурного диалога между древней исламской традицией и современной практикой.

Куратор премии Тим Стенли объясняет: «Художником может быть как человек из Британии или Бразилии, так и художники из мусульманских стран. В этом и есть основная цель выставки – показать, что истоки современного искусства кроются и в мусульманских традициях».

В экспозиции выставки представлены произведения одиннадцати художников из разных уголков мира: Бразилия, Египет, Иран, Ливан, Пакистан, Турция и Великобритания. Здесь работы победителя четвертой премии «Джамиль» Гулама Мохаммада и финалистов: Дэвида Чалмерса Элсворфа, Рашида Aраима, Лары Aссуад, Канана, Джевдета Ерека, Саханда Хесамияна, Люсии Кох, Шахпора Пояна, Ваеля Шавки и Бахии Шехаб.

Казахстанские обозреватели отмечают неординарность выставки, пропитанной «совершенно непередаваемым колоритом». Например, некоторые экспонаты можно лишь услышать (звуковая инсталляция Джевдета Ерека), а с иными – даже принять участие в творческом процессе. Речь во втором случае идёт о работах бразильской художницы Люсии Кох. За основу своей «Витрины» она взяла узорчатые оконные экраны, которые во времена мусульманского владычества прижились в Португалии, потом «перекочевали» и в Бразилию. Зритель сам сдвигает рамы в произвольном порядке, получая на выходе оригинальные картины из теней на стене.

Рашид Араим, признанный пионер минималистической скульптуры в Великобритании, убеждён, что исламское искусство сыграло величайшую роль в формировании современного искусства – именно исламская каллиграфия и геометрия освободили западных художников от фигуративного искусства. На выставке в Алматы представлена его четкая геометричная работа «Аль-Газали Аль-Газали Аль-Газали Аль-Газали», в которой четырежды повторяется имя великого мусульманского философа и богослова.

Бахия Шехаб во время египетских волнений 2011-13 годов писала в знак протеста на стенах домов слово «la», означающее на арабском языке «нет», изображая его в разных начертаниях.  Художница исследовала, какие формы принимало это слово за последние 1 400 лет и собрала все их в книгу.

Среди всех финалистов лишь одна художница – турчанка под псевдонимом Джанан (CANAN) – работает с социальной тематикой. На выставке представлена одна из ее самых осторожных работ – коллаж, изображающий столкновение протестующих с полицией.

А работа победителя четвертого конкурса, Гулама Мохаммада, исследует языковую проблематику. Художник задаётся вопросами, как язык связан с нашей идентичностью? Как она разрушается, когда мы не имеем возможности говорить на родном языке? Он пытается найти ответы на эти вопросы и создает скульптуру из старых книг, написанных на языке урду, возникшем в XIII веке.

Ранее выставка проходила в музее «Пера» (Стамбул, Турция), где Гулам Мохаммад был объявлен победителем, а также в Азиатском культурном центре (Кванджу, Южная Корея).

«Выставляя работы победителей премии в музеях разных стран, мы хотели подчеркнуть, что она не британская, а международная. Кроме того, у музея Виктории и Альберта самая большая в мире программа международных туров. Мы отправляем наши выставки в музеи самых разных стран. В частности, очень много работаем с Россией. Там в 2014 году мы представили экспозицию победителей и финалистов третьей премии «Джамиль», – рассказал Тим Стенли.

В этом году музей Кастеева в Алматы стал третьей и финальной площадкой для проведения выставки «Jameel Prize», продлится она до 7 января 2018 года.

Куратор выставки Тим Стэнли из Лондона / Источник фото: www.kursiv.kz

Куратор выставки Тим Стэнли из Лондона / Источник фото: www.kursiv.kz

Работа иранского дизайнера и скульптора Саханда Хесамияна / Источник фото: www.kursiv.kz

Работа иранского дизайнера и скульптора Саханда Хесамияна / Источник фото: www.kursiv.kz

Работа Люсии Кох из Бразилии / Источник фото: www.kursiv.kz

Работа Люсии Кох из Бразилии / Источник фото: www.kursiv.kz

Работа Рашида Араима / Источник фото: www.kursiv.kz

Работа Рашида Араима / Источник фото: www.kursiv.kz

Работа Джанан из Турции / Источник фото: www.kursiv.kz

Работа Джанан из Турции / Источник фото: www.kursiv.kz

“Тысячекратное нет” / Бахии Шехаб / Источник фото: www.kursiv.kz

“Тысячекратное нет” / Бахии Шехаб / Источник фото: www.kursiv.kz

“Тысячекратное нет” / Бахии Шехаб / Источник фото: www.kursiv.kz

Работа Мохамада Голама / / Источник фото: www.kursiv.kz

Работа Мохамада Голама / / Источник фото: www.kursiv.kz

Комментарии