Истоки профессии медицинской сестры в исламе: Руфайда аль-Асламия
Руфайда получила образование и медицинские знания, помогая своему отцу, который был врачом. Ее история наглядно демонстрирует все те качества, которые сегодня ожидают от хорошей медсестры. Она была добра и отзывчива, делилась своими врачебными навыками она с другими соратницами, которых она обучала основа сестринского дела.
Женщины в исламе всегда играли и играют важную роль не только в семье, но и в жизни общины или в обществе. Ислам наделил женщин многими правами и привилегиями, которыми в рамках других религиозных или правовых систем, существовавших до ислама, женщины никогда не пользовались.
Женщины в первые дни ислама принимали заметное участие во всех сферах жизни и внесли большой вклад в различные области бизнеса, образования, хадисоведения и передачи преданий от Пророка (САВ), благотворительности, сестринского дела, социальной работы и т. д.
В исламе медсестры оказывают медицинские услуги пациентам, семьям и общинам в знак проявления их любви к Аллаху и Пророку Мухаммаду (САВ). Исламские традиции предполагают сочувствие и ответственность перед нуждающимися. Это отношение возникло в ходе развития ислама как религии, культуры и цивилизации.
Руфайда бинт Саад считается первой профессиональной мусульманской медсестрой. Она была среди первых людей, принявших ислам в Медине, и была одной из женщин ансаров, которые приветствовали Пророка (САВ) по прибытии в Медину во время хиджры.
Руфайда получила образование и медицинские знания от своего отца, занимавшемуся врачеванием, которому она регулярно помогала. Ее история наглядно демонстрирует все те качества, которые сегодня ожидают от хорошей медсестры. Она была полна добра и сочувствия. Вместе с тем, ее можно считать способным лидером и организатором, ведь она могла мобилизовать других людей и заставить их выполнять свою работу хорошо. У нее были клинические навыки, которыми она делилась с другими медсестрами, которых она обучала своему ремеслу. Она не ограничивалась уходом за больными членами общины, а также пыталась решить социальные проблемы, которые приводили к различным заболеваниям. В этом смысле, она была медсестрой и социальным работником.
Посвящая себя уходу и заботе о больных, Руфайда стала настоящим знатоком врачебного дела. Во время многих сражений она практиковала свои навыки в своей палатке, которая становилась своего рода полевым госпиталем. Руфайда является вдохновением для всех представителей сестринского дела в мусульманском мире.
Руфайда реализовала свои врачебные навыки и медицинский опыт, приняв участие в создании первых в истории мобильных медицинских пунктов, которые были в состоянии удовлетворить потребности общины в медицинском обслуживании. В основном, ее работа была сосредоточена на обеспечении гигиены и стабилизации пациентов, предшествующей дальнейшим инвазивным медицинским процедурам. По ее свидетельствам, она лично работала в бедных общинах, пропагандируя гигиену и пытаясь облегчить социальные проблемы, которые приводили к ухудшению здоровья населения.
В то время, когда ранние последователи Пророка (САВ) участвовали в походах, она возглавляла группу добровольных медсестер, находившихся на поле боя, чтобы лечить и заботиться о раненых и умирающих. После создания в Медине мусульманского государства Пророк (САВ) разрешил установить палатку за пределами мечети, чтобы лечить больных и обучать мусульманских женщин и девочек профессии медсестры.
Руфайда описывается как женщина, обладающая качествами идеальной медсестры: сострадательной, сочувствующей, хорошего лидера и отличного учителя. Считается, что она предоставляла медицинское образование общине, помогала обездоленным (сиротам и инвалидам), выступала за профилактическое обслуживание и даже разработала первый в мире кодекс этики ухода за больными.
В битве у Рва (Газват аль-Хандак) Руфайда установила свой больничный шатер на поле боя. Пророк (САВ) распорядился, чтобы Саада б. Мааза, который был ранен в бою, перенесли в шатер. Руфайда ухаживала за ним, осторожно вынула стрелу из предплечья и добилась остановки кровотечения. Пророк (САВ) посещал Саада в больничной палатке по несколько раз в день.
Руфайда подготовила группу медсестер из числа женщин-сахабов. Когда армия Пророка готовилась к битве при Хайбара, Руфайда в сопровождении группы медсестер пришла к Пророку (САВ). Они попросили у него разрешения говорить и сказали: “О посланник Аллаха, мы хотим пойти с тобой на поле боя, лечить раненых и как можно больше помогать мусульманам”. Пророк (САВ) разрешил им идти в поход. Добровольно отправившиеся с ними медсестры проделали такую хорошую работу, что Пророк (САВ) выделил Руфайде долю от военных трофеев. Ее доля была эквивалентна доле солдат, которые сражались на поле боя. Это было признанием ее медицинских заслуг. Она участвовала в битвах при Бадре, Ухуде, битве у Рва, в Хайбар и других сражениях.
В мирное время Руфайда продолжала участвовать в гуманитарных мероприятиях по оказанию помощи мусульманам, которые жили в нужде. Ее восхваляют за то, что она провела свою жизнь, заботясь о больных и умирающих, а также обучая жителей своего города врачебному делу.
Рассказы о ее трудах передавались через поколения. Сегодня она получила признание в качестве основательницы сестринского дела в мусульманском мире. Признавая ее несравненный вклад, Университет Ага-Хана учредил колледж сестринского дела и акушерства, который носит ее имя. Бахрейнский университет присуждает выдающимся медсестрам ежегодную премию имени Руфайды аль-Асламии. Университет Джамия Хамдард в Дели создал колледж медсестринского дела имени Руфайды. Без всякого преувеличения можно сказать, что Руфайда Аль-Асламия создала профессию медсестры за 1200 лет до того, как этим стала заниматься Флоренс Найтингейл, которая считается основоположницей современного медсестринского ухода.
Здесь также нелишне упомянуть имя еще одной сподвижницы Пророка (САВ), аш-Шифы бинт Абдаллах. Ее настоящее имя было Лайла, но прозвище Аш-Шифа («исцеление») было дано ей за ее профессию медсестры и врача. Она была грамотной женщиной в эпоху всеобщей неграмотности, участвовала в государственном управлении и обладала квалифицированным познаниями в медицине. Аш-Шифа использовала профилактическое лечение против укусов муравьев, Пророк (САВ) одобрил ее метод и посоветовал ей обучать ему других мусульманских женщин, после чего она научила Хафсу – жену Пророка (САВ).
Я думаю, что славная история профессии медсестры является мотивирующим фактором для инициативной и талантливой молодежи, готовой продолжать выдающуюся карьеру основоположников этой священной профессии, которая является способом снискать довольство Аллаха и Его Посланника (САВ. Следуя по стопам Руфайды, медсестры имеют возможность оказывать качественные медицинские услуги пациентам, семьям и общинам в знак проявления любви к Аллаху и Святому Пророку (САВ).
Саима Хабиб Джилани / Kashmir Monitor