Йога все более популярна в Пакистане, несмотря на свои индусские корни

Пакистанская писательница и журналистка из Карачи Бина Шах пишет в своем свежем материале для New York Times: «Я впервые услышала о йоге, когда росла в Пакистане в 1980-х благодаря появлению на сцене Карачи захватывающей личности по имени профессор Моиз Хуссейн. Он прошел обучение в Институте йоги в Мумбаи, затем перешел на альтернативные методы снижения стресса и исцеления, такие как Рейки из Японии, НЛП (нейролингвистическое программирование) из Калифорнии и цигун, чьи корни уходят в Китай. Его Институт Наук Разума и Классической Йоги привлек определенный тип женщин в Карачи — богатых и много путешествующих, интересовавшихся развитием своего ума и тела. Медленно одно за другим стали появляться классы йоги. Тем не менее, им приходилось соблюдать осторожность:

1980-е годы были временем строгой исламизации в Пакистане и холодной враждебности к Индии, и все, что было хотя бы отдаленно связано с Индией или индуизмом, было дискредитировано, если не объявлено вне закона».

«Выход состоял в том, чтобы представить йогу как практику менее духовную и более физическую, однако занятия йогой в Карачи оставались маленькими, частными и были адресованы лишь избранному меньшинству. Затем, в 1990-е годы, когда государственное телевидение уступило место обилию частных телевизионных каналов, йога нашла другой выход: утренние шоу, в которых раздел физической активности, направленный на домохозяек, часто включал в себя 20-минутную или получасовую программу упражнений из йоги. Втиснутая между советами по выбору лучших продуктов для ребенка и приготовлению аппетитных блюд для семьи безобидная форма йоги — никаких экстремальных физических поз, а только те, которые могут быть выполнены в скромной одежде  пакистанскими женщинами, имеющими доступ к кабельным каналам».

Зрителям предлагалось размяться и подышать, чтобы культивировать здоровье тела и ума – это цель, вполне совместимая с умеренно-консервативной формой ислама, которая практикуется 90% пакистанцев. Йога даже начала выходить на свежий воздух благодаря занятиям в общественных парках, на которых некоторые инструкторы мягко сравнивали йогические медитации с исламским размышлением, а также позы простого приветствия солнца и ритуальные движения мусульманской молитвы. Это открыло йогу для среднего класса, консервативных пакистанцев, которые, возможно, оставались бы враждебными практике, если бы она была представлена как чисто индуистская или индийская аскетическая дисциплина».

Сегодня йога пользуется огромной популярностью во всех городах Пакистана. Инструктор йоги по имени Шамшад Хайдер утверждает, что в Пенджабе работает 50 клубов йоги, а Международный день йоги отмечается в Пакистане уже три года подряд. Йога практикуется повсюду от Читрала на севере до Карачи на юге. В настоящее время есть целая плеяда молодых инструкторов, обучающихся в Индии, Таиланде и Бали, а также в школах йоги в Северной Америке и Великобритании. Учителя в студиях Карачи привлекают студентов через страницы Facebook и присоединяются к Международному альянсу йоги.

Их занятия включают все стили от хатха-йоги, виньяса-флоу, аштанги до силовой йоги и Бикрам-йоги. Они используют санскритские имена для поз вперемежку с английскими, при чем популярны чисто женские и смешанные занятия. Между тем, йога все еще появляется на телевидении, в школах и в парках, где можно видеть медитирующих женщин в шалвар-камизах или полной абайе и хиджабе, а также мужчин с длинными бородами и в шалвар-камизах, выполняющих так называемое «приветствие солнца» рядом с мужчинами в спортивных штанах и футболках».

Занятия йогой на уроке физкультуры в мусульманской школе для девочек

По мнению Бины Шах, «Пакистан, который был оторван Индии в 1947 году, никогда не мог решить, является ли его идентичность арабской или южноазиатской. После десятилетий попыток отождествить себя с чисто исламским наследием и историей, некоторые пакистанцы, наконец, признают, что их наследие является уникальным и восходит к традициям и наследию многих географических зон: Центральной Азии и Персии, а также Индии и Ближнего Востока».

Пакистанский автор считает, что нынешняя задача ее сограждан состоит в том, «чтобы восстановить связь со многими источниками наших корней и наследия, одновременно формируя новую идентичность, которая будет хорошо служить нам в будущем».

Свою статью она заканчивает весьма лирическими строками о примирении исламской и индийской составляющих ее идентичности: «Когда я занимаюсь йогой, вдыхая мягкий и свежий воздух зимнего Карачи, глядя на Аравийское море, я не могу не удивляться тому, может ли это чувство гармонии частично исходить от йоги. Мы движемся в унисон, когда наш учитель называет санскритские названия поз – асаны. Когда из соседней мечети начинает звучать призыв к молитве, мы замолкаем, прислушиваясь к звуку собственного дыхания и древним арабским словам муэдзина. Как только занятие закончится, я сверну свой коврик для йоги и пойду возьму свой коврик для молитвы. Я никогда не чувствовала себя такой цельной, так крепко связанной с моим исламским наследием и моими южно-азиатскими корнями».

Комментарии