Мсид – традиционные коранические школы Марокко

В каждой мусульманской стране существуют свои традиции религиозного образования и воспитания. В одной из прошлых публикаций мы вам уже рассказывали об индонезийских исламских школах-интернатах (песантрен), играющих важную роль в формировании мусульманской идентичности городского среднего класса Индонезии. В следующей статье мы расскажем вам о марокканских школах обучения Корану – мсид.


Ахмед Туфик, министр по делам вакфов и ислама, накануне празднования Мавлида сообщил, что в Марокко существуют более 14 000 школ обучения Корану, в которых обучаются 450 000 учеников, 40% которых составляют женщины.

В своем ежегодном выступлении с отчетом о деятельности Верховного совета  улемов и местных советов перед королем Марокко Мохаммедом VI Тоуфик подчеркнул роль коранических школ в королевстве.

Он сказал, что в этом году были выданы разрешения на открытие 300 новых школ Корана, которые продолжают пользоваться финансовой и образовательной поддержкой на всех уровнях.

Многие школы Корана в Марокко были восстановлены или построены недавно в рамках национальной стратегии борьбы с экстремизмом, поскольку марокканское правительство считает их оплотом против распространения религиозного радикализма.

Кроме того, Марокко добилось в этой области лидирующих позиций в регионе благодаря поощрению умеренного ислама и традиций одной из четырех суннитских школ религиозно-правовой мысли – мазхаба Малика, а также подготовке чтецов Корана, побеждающих на международных соревнованиях.

 

Краткая история “мсид” в Марокко

На протяжении всей истории ислама мечети всегда играли двойную роль, будучи местами поклонения и обучения мусульман.

В Марокко, где бы ни строилась мечеть, рядом с ней всегда строится большой зал под названием “мсид”, который предназначает для того, чтобы учить Священному Корану, арабскому языку, каллиграфии и другим дисциплинам детей в возрасте от пяти лет и выше.

Коранические школы обеспечивают потребности маленьких детей в начальном религиозном образовании, независимо от их социального происхождения, опираясь на метод заучивания аятов Корана наизусть.

В возрасте 12-13 лет наиболее талантливые и достойные ученики могут пройти на второй этап обучения, который проходит в мечети или в завии (месте проведения суфийских собраний), где они изучают основные принципы арабской грамматики и исламского права (шариата).

Будучи частью мусульманской культуры, начиная с самого их появления, коранические школы были известны в регионе под самыми разными именами: в Ливии они называются словом «завия» (от арабского «угол»), в Сомали – «докс», в Сенегале – «даара», в Йемене –  «милама», в Египте – «куттаба», в Мавритании – «махадра», а в других странах мусульманского мира чаще всего известны как «мактаб» и «медресе».

Занятия в школе Корана всегда ведет учитель, которого называют «талеб», «фких» или «шейх», и который руководит процессом коллективного механического заучивания арабского алфавита и сур Корана.

В общем представлении «мсид» остается не только местом обучения Корану, но и, несомненно, ассоциируется с причудливой системой наказания провинившихся учеников, которая постепенно выходит из употребления. Иногда ученик должен был целый час простоять, подняв одну ногу и не опуская ее ни на секунду. В классическое «меню» многих преподавателей  часто входило битье линейкой или указкой по кончикам пальцев, которого за ту или иную провинность могли избежать лишь немногие. Зачастую устраивалась целая экзекуция, когда двое учеников держали своего незадачливого товарища за ноги, а третий наносил ему удары розгами по ступням. Иногда даже использовалось специальное орудие наказания «фалака», представлявшее собой деревянный шест, примерно 1-3 метра длиной, и протянутую вдоль него верёвку, которые предназначались для закрепления ног наказываемого ученика.

Сегодня это учреждение, которое когда-то занимало важное место в жизни простых марокканцев, начинает забываться, поскольку большинство семей отдает детей в современные школы.

По материалам Morocco World News

Комментарии