Музей имени “шейха каллиграфов” в Амасье
29 ноября мэрия Амасьи презентовала важный проект, призванный увековечить память о Шейхе Хамдуллахе – выдающемся османском каллиграфе XV века, который родился и вырос в Амасье. После завершения строительства в историческом квартале Хатунийе трехэтажного здания в османском стиле уже начаты работы по внутренней отделке помещений нового Музея истории письменности и каллиграфии Шейха Хамдуллаха, который вскоре откроет двери для посетителей.
В музее, в котором будут представлены прекраснейшие образцы каллиграфии, будет показан процесс развития письменности на протяжении истории человечества, начиная с графических систем древнего Египта, Шумера и хеттов, а также связанных с письменностью видов искусства, таких как книжный переплет, эбру (турецкая техника рисования на воде), тезхип (украшение книг с помощью цветных красок и позолоты). Посетители музея смогут получить весьма исчерпывающие сведения о развитии каллиграфии в османской Турции, который можно считать «золотым веком» исламской каллиграфии, подарившим миру немало новаций.
Доктор Хиджаби Гюльген, доцент кафедры истории исламского искусства теологического факультета Улудагского университета, пояснил:
«Ученые и деятели искусства, направлявшиеся в Амасью для воспитания принцев (шехзаде), подготовили условия для появления оригинальной османской манеры в каллиграфии. Проявившийся здесь в малом масштабе динамизм достиг своего апогея в Стамбуле. Исследователи, разбирающиеся в причинах прогресса искусства в Османской империи, выделяют три основные причины. Это понимающие толк в искусстве и деятелях искусства, принимавшие их на службу проницательные султаны; обеспечивавшие подготовку деятелей искусства школы и кружки вкупе с достигнутым государством уровнем экономического развития. Каллиграф Шейх Хамдуллах, родившийся в 1429 году в Амасье, был открыт султаном Баязидом II, когда тот был еще принцем, и положил, таким образом, начало великой эпохе в истории исламской каллиграфии. Уже будучи султаном, Баязид II переехал в Стамбул и пригласил туда Шейха Хамдуллаха, взял его во дворец и сообщил ему о намерении открыть новую страницу в каллиграфическом искусстве».
Гюльген подчеркнул, что Шейх Хамдуллах придавал особое значение шести основным каллиграфическим почеркам (аклам-и ситта) и, особенно, сульсу и насху, а также сказал: «Шейх Хамдуллах еще раз пересмотрел форму букв в почерках сульс и насх, отправился в уединение, охваченный сокровенной любовью, и вернулся из него с новыми почерками, создав такие формы и манеры, которые до сих используются в исламском мире. Эта великая инициатива и стала причиной, что в мире искусства о нем стали говорить как о «шейхе каллиграфов» (шейх аль-хаттатин), а с другой стороны, позволила ему благодаря подготовке других каллиграфов распространить эти почерки и заложить основы своей школы. Хотя его слава гуляет по миру, а произведения занимают место в важнейших коллекциях, не следует забывать, что Шейх Хамдуллах родился и вырос в Амасье, научился каллиграфии в Амасье».
Шейх Хамдуллах прожил почти 100 лет и умер в 1520 году в Стамбуле. Этот выдающийся каллиграф, родившийся в семье шейха суфийского тариката Сухравардия, посвятил всю свою жизнь арабской каллиграфии и переписал изящным почерком, по меньшей мере, 47 мусхафов Корана. Он также был знаменит как меткий стрелок из лука, собственноручно изготавливавший луки и стрелы. Известно, что он побеждал на всех состязаниях лучников и мог точно попасть в цель с расстояния 1100 шагов. Что еще более удивительно, он был также весьма умелым портным, который виртуозно прятал стежки в складках сшитых им кафтанов. Один из таких кафтанов был сшит им для еще юного Султана Баязида.