Музей имени “шейха каллиграфов” в Амасье

29 ноября мэрия Амасьи презентовала важный проект, призванный увековечить память о Шейхе Хамдуллахе – выдающемся османском каллиграфе XV века, который родился и вырос в Амасье. После завершения строительства в историческом квартале Хатунийе трехэтажного здания в османском стиле уже начаты работы по внутренней отделке помещений нового Музея истории письменности и каллиграфии Шейха Хамдуллаха, который вскоре откроет двери для посетителей.


В музее, в котором будут представлены прекраснейшие образцы каллиграфии, будет показан процесс развития письменности на протяжении истории человечества, начиная с графических систем древнего Египта, Шумера и хеттов, а также связанных с письменностью видов искусства, таких как книжный переплет, эбру (турецкая техника рисования на воде), тезхип (украшение книг с помощью цветных красок и позолоты). Посетители музея смогут получить весьма исчерпывающие сведения о развитии каллиграфии в османской Турции, который можно считать «золотым веком» исламской каллиграфии, подарившим миру немало новаций.

Доктор Хиджаби Гюльген, доцент кафедры истории исламского искусства теологического факультета Улудагского университета, пояснил:

«Ученые и деятели искусства, направлявшиеся в Амасью для воспитания принцев (шехзаде), подготовили условия для появления оригинальной османской манеры в каллиграфии. Проявившийся здесь в малом масштабе динамизм достиг своего апогея в Стамбуле. Исследователи, разбирающиеся в причинах прогресса искусства в Османской империи, выделяют три основные причины. Это понимающие толк в искусстве и деятелях искусства, принимавшие их на службу проницательные султаны; обеспечивавшие подготовку деятелей искусства школы и кружки вкупе с достигнутым государством уровнем экономического развития. Каллиграф Шейх Хамдуллах, родившийся в 1429 году в Амасье, был открыт султаном Баязидом II, когда тот был еще принцем, и положил, таким образом, начало великой эпохе в истории исламской каллиграфии. Уже будучи султаном, Баязид II переехал в Стамбул и пригласил туда Шейха Хамдуллаха, взял его во дворец и сообщил ему о намерении открыть новую страницу в каллиграфическом искусстве».

Гюльген подчеркнул, что Шейх Хамдуллах придавал особое значение шести основным каллиграфическим почеркам (аклам-и ситта) и, особенно, сульсу и насху, а также сказал: «Шейх Хамдуллах еще раз пересмотрел форму букв в почерках сульс и насх, отправился в уединение, охваченный сокровенной любовью, и вернулся из него с новыми почерками, создав такие формы и манеры, которые до сих используются в исламском мире. Эта великая инициатива и стала причиной, что в мире искусства о нем стали говорить как о «шейхе каллиграфов» (шейх аль-хаттатин), а с другой стороны, позволила ему благодаря подготовке других каллиграфов распространить эти почерки и заложить основы своей школы. Хотя его слава гуляет по миру, а произведения занимают место в важнейших коллекциях, не следует забывать, что Шейх Хамдуллах родился и вырос в Амасье, научился каллиграфии в Амасье».

Шейх Хамдуллах прожил почти 100 лет и умер в 1520 году в Стамбуле. Этот выдающийся каллиграф, родившийся в семье шейха суфийского тариката Сухравардия, посвятил всю свою жизнь арабской каллиграфии и переписал изящным почерком, по меньшей мере, 47 мусхафов Корана. Он также был знаменит как меткий стрелок из лука, собственноручно изготавливавший луки и стрелы. Известно, что он побеждал на всех состязаниях лучников и мог точно попасть в цель с расстояния 1100 шагов. Что еще более удивительно, он был также весьма умелым портным, который виртуозно прятал стежки в складках сшитых им кафтанов. Один из таких кафтанов был сшит им для еще юного Султана Баязида.

Шейх Хамдуллах. XV век

Шейх Хамдуллах. XV век

Шейх Хамдуллах. XV век

Шейх Хамдуллах. XV век

Шейх Хамдуллах. XV век

Комментарии