«Не оставляй меня», или как остаться ребёнком, пережив войну

Имя боснийки Аиды Бегич занимает одиннадцатую строчку в списке «100 самых перспективных режиссёров», составленном членами жюри крупнейших кинофестивалей планеты в книге «Take 100: The Future of Film». Её режиссёрские и сценарные работы отмечены наградами престижных кинофорумов Франции, США, Ирана, и других стран. В России на Казанском международном фестивале мусульманского кино её лента «Снег» была удостоена приза «За лучший сценарий».


 

Аида Бегич, режиссер из Боснии.

Аида Бегич, режиссер из Боснии.

Драма о сирийских детях открыла кинофестиваль в Турции

Новый фильм Аиды Бегич «Не оставляй меня» был показан на открытии 54го кинофестиваля в Анталии, прошедшего в последние дни октября. К ленте было приковано повышенные внимание зрителей и прессы. Это неудивительно, ведь  драма «Не оставляй меня» посвящена проблемам жизни и выживания детей на фоне войны в Сирии. Турция же, в свою очередь, за годы этого вооружённого конфликта приютила на своей территории более трёх миллионов сирийских беженцев.

В основе сюжета лежат реальные истории трёх сирийских мальчиков (Исы, Ахмада и Мотаза), которые встречаются в детском доме для беженцев в городе Шанлыурфа на востоке Турции.

Иса потерял обоих родителей, у Ахмада видения – он видит отца, который пропал без вести, а  Мотаз мечтает одержать победу в конкурсе талантов, чтобы мать, которая бросила его, оценила сына по достоинству и забрала домой.

Аида Бегич приложила все усилия, чтобы сохранить на экране светлые, почти сказочные тона повествования,  несмотря на пережитые мальчиками ужасы.

Лента «Не оставляй меня» является знаковой как для Аиды Бегич, как режиссёра, так и для кинематографа в целом. Бегич и прежде снимала фильмы на тему войны на Балканах и тонко, по-женски, отображала на экране трагедии простых женщин и детей, чьи судьбы искалечили обстоятельства, в которых те вынуждены жить. На этот раз режиссёр расширила горизонты и снимает уже о войне за пределами бывшей Югославии. «Съёмки проходили в очень непростых условиях, нам были слышны выстрелы, местные жители то и дело задавали нам вопросы, что мы тут делаем. Я искренне надеюсь, что вы полюбите этот фильм», – обратилась к зрителям в Анталии Аида Бегич.

Съемки фильма

Съемки фильма “Не оставляй меня”.

Съёмки как процесс исцеления

В фильме «Не оставляй меня» роли исполняют не профессиональные актёры, а простые сирийские мальчики. Стоит отметить, что Аида Бегич имеет большой опыт работы с детьми, с 2010 года реализуя проект детской кинолаборатории в Сараево, который получил грант на развитие в размере 100000 евро. Возможно, поэтому она взялась за столь трудную со всех точек зрения работу и сумела собрать для съёмок фильма команду профессионалов, которые первоначально настороженно отнеслись к идее работы с детьми.

Отбирая исполнителей ролей для фильма «Не оставляй меня»,  Аида Бегич просмотрела несколько сотен ребят. «Я потратила много времени на поиски «тех самых» мальчиков, но как только я их нашла, между нами установилось настоящее и глубокое доверие. Я никогда не выбираю профессиональных актёров на детские роли, не люблю работать с детьми, которых кто-то уже тренировал. Мне нравится искать себя и строить человеческие отношения между поколениями», – отмечает режиссёр.

Без доверия, о котором говорит режиссёр, было бы невозможно восстановить травматические события, которые пережили герои картины. На Аиду Бегич была возложена огромная ответственность,  чтобы не давить на детей, не усугубить их психологические травмы . Именно по этой причине сценарий ленты хотя и основан на их жизни, но немного изменен.

Например, отец Исы действительно был убит той же бомбой, которая ранила самого мальчика и его сестру. Это случилось в Алеппо, в их семейном магазине. В фильме бомба падает на машину.  Это была самая трудная сцена для исполнителя главной роли, и он стойко с ней справился.

«Их жизнь была намного сложнее, чем кино, и в то же время кино невероятно важно для этих детей, потому что это был своего рода процесс исцеления для них, – вспоминает Аида Бегич. –  Я наблюдала, как Иса, главный герой, в процессе съёмок  стал очень открытым и уверенным в себе.  Я увидела, как он танцует и смеется, это было удивительно. Я понимаю, что кино не может изменить мир, но когда я вижу такие изменения в человеке, то убеждаюсь, что искусство имеет смысл. Кино имеет смысл».

 

Боснийская съёмочная группа знает о войне не понаслышке

Режиссёр поставила перед собой задачу показать, что ребёнок в любых условиях остаётся ребёнком. Детство есть детство, даже когда ты беженец или сирота, или ты живёшь в осаждённом городе, как она сама жила в осаждённом Сараево.

В интервью, опубликованном в ходе фестиваля порталом variety.com, Бегич вспоминает: «Мне было 16, когда я на собственном опыте узнала, что такое война. Я очень глубоко ощущаю страдания невинных людей на войне. Я убеждена, что дети должны оставаться детьми даже в самых тяжёлых условиях. Мы обязаны говорить о том, что происходит с детьми, их мечтами, эмоциями. Это поможет представить другой взгляд на политику,  обремененную более широким контекстом, к которому я не желаю иметь никакого отношения».

«Я вспомнила, как взрослые были целиком поглощены вопросами выживания.  Вы знаете, во время войны никто не спросит тебя, кем ты хочешь стать, когда вырастешь, – делится режиссёр в интервью для screendaily.com. –  Я хотела дать этим детям несколько часов безопасной и приятной среды, где мы могли бы обсудить их мечты. Это было так трогательно. Они мечтают быть врачами, министрами, художниками, режиссерами, из-за войны в Сирии уже упустили три-четыре года образования».

Бегич призналась, что всей боснийской команде на съёмках было так же тяжело, как и сирийцам, ведь у каждого за плечами свой опыт выживания на войне.

Аида Бегич уверена,  что как режиссёр она не сможет снимать фильмы, сидя на диване в своей уютной квартире. Поэтому она всегда готова бросить вызов реальности, искать реальные истории. А в случае с картиной «Не оставляй меня» она, безусловно, ещё шире раздвинула привычные рамки.

Это именно то кино, которое должно увидеть как можно большее количество зрителей по всему миру. А после показа в Турции картина «Не оставляй меня» отправится на кинофестиваль в Китай.

 

Нурия Гибадуллина


Справка:

Аида Бегич – кинорежиссёр, сценарист

Родилась 9 мая 1976 года (41 год)

Живёт в Сараево (Босния и Герцеговина)

Первую полнометражную ленту сняла в 2008 году

Фильмография:

Снег (2008)

Не Забывай Меня, Стамбул (2011)

Дети Сараево (2012)

Мосты Сараево (2014)

Не оставляй меня (2017)

Комментарии