Как американский писатель-мусульманин создал фэнтези на основе истории Моголов

История Моголов вдохновила американского профессора придумать фантастический мир, который может составить конкуренцию знаменитому Средиземью основоположника жанра фэнтези Дж. Р. Толкиена. Вымышленная вселенная «Текумель» возникла как сложная ролевая игра, а затем превратилась в серию романов, написанных в жанре фэнтези.

Профессор Мухаммад Абдур-Рахман Баркер или просто МАР Баркер, создатель сложного фантастического мира, основанного на позднесредневековой истории Южной Азии, умер пять лет назад в 2012 году. Сегодня его романы, которые давно не выходили в печать, находят новое поколение читателей в интернете. Мир Баркера «Текумель» разительно отличается от более известных произведений в жанре фэнтези, основанных на европейских реалиях.

Источник фото: amazon.com

Источник фото: amazon.com

Вместо заклинаний, состоящих из нарочитых подражаний латыни, существ из германской мифологии, добродетельных белых людей, отражающих нападение темных угрожающих монстров, «Текумель» наполнен чувственными и жестокими божествами, кровавыми интригами императорских наследников, учеными-монахами с глубокими познаниями в древних языках. Сохраненный преданной группой энтузиастов «Текумель» может быть готов к возвращению в новую эпоху глобального и многообразного творчества в жанре фэнтези.

Мар Баркер родился в 1929 году в Соединенных Штатах как Филипп Баркер. Баркер принял ислам в начале 1951 года во время студенческой поездки в Индию, изменив свое имя на Мухаммад Абд ар-Рахман Баркер. Находясь в Индии, Баркер не только освоил несколько южноазиатских языков, но и обрел глубокий интерес к культуре империи Моголов, который сохранил до конца жизни. Он утверждал, что изначально именно вид Тадж-Махала подтолкнул его к принятию новой веры.

Окончив аспирантуру в Беркли, он стал профессором Института исламских исследований Университета МакГилла, а затем заведующим кафедрой исследований Южной Азии Университета Миннесоты. В 60-е годы он опубликовал многочисленные работы об урду и языке белуджей, однако, получив постоянную должность в университете, он мог посвящать себя своим подлинным интересам: играть в игры и писать романы.

Вскоре после прибытия в Миннесоту в 1972 году, Баркер начал проводить регулярные ролевые игры в своем доме, принимая участие в распространявшейся тогда андеграундной культуре, которая привела к появлению первой ролевой игры «Подземелья и драконы» Гэри Гайгэкса в 1974 году. Создавая свою собственную игру, Баркер преидумал предысторию и сюжетный контекст для каждого игроков, которые разыскивали сокровища и сражались с чудовищами. Он использовал свой научный опыт и страсть к языкам, чтобы придумать сложный мир, который он назвал «Текумель».

Учебник разговорного урду, написанный М.А.Р. Баркером / Источник фото: amazon.com

Учебник разговорного урду, написанный М.А.Р. Баркером / Источник фото: amazon.com

Выпустив несколько коммерческих версий своей игры в 1970-х, Баркер опубликовал серию романов, чтобы подробнее исследовать культуру и историю Текумеля. Первый из них, «Человек золота», был впервые опубликован в 1984 году. Сегодня он также выпущен в виде электронной книги организацией Tekumel Foundation, которая сохраняет наследие Баркера и продолжает создавать на его основе новые ролевые игры.

 

Очень похоже на Моголов

Увлечение Баркера заставило его сделать фантастический мир почти немыслимой сложности, однако его общий замысел достаточно прост: Текумель должен был быть противоположностью стереотипных миров эльфов, гномов и орков, придуманных Джоном Р. Толкиеном и его многочисленными подражателями. Текумель существует в ”карманном измерении” за пределами известного нам пространства и времени. История его цивилизации насчитывает более двадцати тысяч лет, что намного больше истории человеческой цивилизации на Земле. Хотя Текумель населен различными разумными существами и несколькими могущественными человеческими царствами, в центре вселенной Баркера находится империя Цоляну, которая имеет много общего с империей Моголов.

Если императоры Моголов сидели на знаменитом драгоценном павлиньем троне, то правители Цоляну сидели на “лепестковом престоле”. Политическая жизнь в Цоляну основана на преемственности этого возвышенного места: смерть правящего императора приводит к борьбе за власть между его сыновьями, что напоминает соперничество за власть между наследниками Моголов, такими как Дара Шукох и Аурангзеб. Общество в Цоляну разделено на кланы, каждый из которых обладает определенным рангом в более широкой иерархии, специализируется на определенной профессии или занятии, находясь в привилегированных отношениях с одним из божеств многочисленного пантеона. Эти божества, мужчины и женщины, проявляются в виде различных аватар, а потому жители Цоляну признают религиозное многообразие как нечто обыденное. Утверждающие веру лишь в единое божество наказываются как опасные еретики. Аналогичным образом, в этом мире есть небольшое количество людей со светлой кожей или голубыми глазами,  которых избегают и говорят, что они прокляты богами.

 

Невероятный герой

Баркер перевернул все штампы литературы в жанре фэнтези, придумав вселенную, которая весьма сильно отличалась от средневековой Европы. Он также дал этой вселенной удивительного героя – «Человека золота», который больше напоминал профессора-востоковеда, нежели доблестного рыцаря или волшебника. Главный герой рассказа, молодой монах Харсан, который только что завершил диссертацию о языке древней цивилизации, которая исчезла в глубине веков истории Текумеля. После того, как он оказался обладателем мощного артефакта, разыскиваемого всеми сторонами последней смуты, начавшейся после смерти правителя, только его лингвистическая и историческая эрудиция могут помочь ему обнаружить другие части артефакта, а также не допустить, чтобы они оказались в плохих руках. Другими словами, Харсан – это тот, кем мог быть Гарри Поттер, если бы изучал филологию, а не магические зелья.

Академические познания Баркера придали его рассказам неповторимый вкус, хотя и сделали его язык несколько тяжелым и громоздким. Его повествование нельзя назвать ни увлекательным, ни заманчивым. Его главы часто напоминают раунды одной из его игр, когда рассказчик проводит своих героев через подземелье, наполненное предсказуемыми сюрпризами. Однако фантазия Баркера, все же делает «Человека золота» достойным прочтения: поклонники фэнтези откроют для себя совершенно новый мир, далекий от привычных им эпических саг, но наполненный знакомыми отголосками из истории Моголов.

По материалам сайта scroll.in

Источник фото: Kickstarter

Ролевая игра

Ролевая игра “Текумель” / Источник фото: http://heroesoftheage.blogspot.ru

Комментарии