Палестинская художница пишет яркие картины о женском страдании и ярости
Для Ханы Хамаш искусство является способом самовыражения и предоставления голоса палестинским женщинам, жизнь которых полна страданий. Выставка, прошедшая в Газе 20-22 декабря 2017 года, называлась «13 миллионов», символизируя количество палестинцев, раскиданных по всему миру. Она посвящена стойкости палестинских женщин, которые живут в суровых условиях оккупации.
27-летняя художница Хана Хамаш сказала: “Я хотела передать два послания. Во-первых, я хотела отправить послание любви всем палестицам, которые разбросаны по всему миру в результате Накбы 1948 года [араб. “катастрофа”, исход более 700 тысяч палестинцев из Палестины в ходе арабо-израильских войн – Исламосфера] и подчеркнуть, что палестинцы по-прежнему едины, несмотря на разделяющее их расстояние. Во-вторых, я хотела запечатлеть историческую роль женщин в служении своему народу и их борьбу с израильской оккупацией”.
Она добавила, что на протяжении всей выставки в зале звучали палестинские народные песни.
На выставке было представлено 50 картин, изображавших палестинских женщин разных эпох. Некоторые картины демонстрируют традиционный уклад жизни женщин в городах, которые стали частью израильского государства после 1948 года, например в Яффе и Хайфе. Женщины на них, одетые в украшенные вышивкой наряды, работают в поле и шьют. Другие работы показывают их борьбу против израильской оккупации палестинских территорий в 1967 году, включая картину, на которой видно как израильский солдат направил оружие в лицо палестинке из Иерусалима.
На портретах Хамаш, часть которых сделана черным карандашом, а другая – написана масляными красками, предстают палестинские женщины, которые до создания израильского государства были известны работой в самых разных областях. Среди них директор государственной школы из Назарета Матиль Аббуд, директор иерусалимской школы для девочек Басима Фарах и первая женщина-фотограф, которая в начале 20 века открыла в Палестине собственную студию – Карима Аббуд.
Хамаш также выделяет роль женщин в сопротивлении израильской оккупации в портрете Нахлы аль-Байед, которая была первой женщиной, оказавшейся в израильской тюрьме после ареста в 1968 году за связь с Организацией освобождения Палестины.
В большинстве своих работ Хамаш намеренно использовала темные, земляные цвета, с черными и серыми тонами, чтобы рассказать миру о мрачной и суровой жизни палестинских женщин.
Хамаш объяснила, что эта выставка была проведена вслед за решением президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима в качестве столицы Израиля, добавив: “Я нарисовала многие рисунки, показывающие историческую роль палестинских женщин в Иерусалиме, в отместку против решения Трампа”.
Кроме того, она подвергла критике и общество, в котором живет, где мужчины имеют доминирующее положение, и уточнила, что искусство предоставляет женщинам право голоса. «Искусство предоставляет женщинам возможность быть услышанными внутри общества, учитывая тот факт, что они чаще всего находятся в изоляции, их мнение игнорируется, и они не участвуют в политической жизни», – сказала Хамаш. «Искусство дает нам возможность высказаться, даже когда никто не хочет слышать наши голоса».
Студентка факультета истории и археологии Исламского Университета сектора Газа Марам Хамид, посетившая выставку, сказала: «Я счастлива видеть такое искусство здесь (в Газе). Меня чрезвычайно заинтересовали портреты… благодаря им я познакомилась с известными палестинскими деятелями, о которых прежде ничего не слышала».
Поклонник искусства Али Йакуб сказал: «Эта выставка – одна из лучших, которые я видел. Она освещает жизнь палестинских женщин в разные периоды мира и войны. Она сочетает в себе такие мотивы как их красоту и их важную роль в качестве матерей, учителей и борцов, сопротивляющихся оккупации».
Ранее Хамаш приняла участие в нескольких выставках в секторе Газа, таких как «Газа 52» в апреле 2017 года, которая была посвящена страданиям женщин во время 52-дневной войны, которую вел Израиль в секторе Газа в 2014 году.
Иссам Хиллис, президент Палестинской ассоциации художников, созданной в 1984 году, сказал: «Сегодня женщины играют активную роль в развитии палестинского искусства. Членами нашей ассоциации являются 264 женщины, составлящие более половины от общего числа членов, которых насчитывается 483 человека».
Хиллис объяснил, что Хамаш уже оставила свой след в искусстве благодаря работам, которые сочетают творческую силу и женскую точку зрения, получив широкое признание среди членов местной общины, несмотря на немногочисленность художественных организаций, которые на постоянной основе оказывают поддержку художникам.
Директор независимого научно-исследовательского центра Ройа, созданного в Газе в 2015 году, который стал спонсором выставки, Мустафа Закут сказал: хотя центр и не специализируется на искусстве, они поддержали выставку, потому что в Газе очень мало площадок для местных художников.
Хамаш заявила, что хочет, чтобы у художников, в особенности женщин, была независимая площадка, получающая помощь из государственного бюджета, чтобы в Газе развивалось женское художественное искусство.
Раша Абу Джаляль / Al-Monitor