Персидская каллиграфия знакомит филиппинцев с красотой исламской культуры
Каллиграфия считается одним из самых эстетических проявлений рукописного искусства, представляя собой красивую художественную форму изображения букв, элементов и символов с помощью чернил, пера и бумаги. Госпожа Тандис Джафари Малак, обладательница диплома по персидскому каллиграфическому стилю насталик, убеждена, что каллиграфия очень важна для мусульманской культуры, потому что «она налаживает взаимоотношения» с другими культурами.
«Это важно для нас, мусульман, и для Ирана, потому что каллиграфия показывает нашу культуру другим странам», – сказала Малак в интервью Business Mirror в день годовщины победы Исламской революции. Она является женой советника посла Ирана по вопросам культуры на Филиппинах Мохаммада Джафари Малака.
Малак более года назад приехала на Филиппины, где с помощью каллиграфии стала преподавать филиппинцам и проживающим в этой стране соотечественникам каллиграфическую технику иранских мастеров.
Персидская каллиграфия является одной из самых знаменитых художественных дисциплин на Ближнем Востоке.
1 февраля состоялось первое заседание Ассоциации иранских каллиграфов (в Маниле), которая проводит бесплатные уроки для все желающих.
«Мы открыты для всех», – заявила она в День открытых дверей, добавив, что у нее есть по крайней мере 50 учеников, детей из смешанных ирано-филиппинских браков, среди которых есть также и чистокровные иранцы.
Одна ученица, наполовину иранка, наполовину филиппинка, Сорая Хасани, сказала, что она благодарна за то, что у нее есть возможность посещать уроки по персидской каллиграфии.
«Это способ заниматься древним искусством», – сказала она. Для нее было сюрпризом, что Малак занимается с ними по индивидуальным программам.
Ранний выбор
Интерес к каллиграфии у Малак проявился в возрасте 10 лет. Она рассказала, что помогала своей матери, которая была учительницей, проверять домашние работы своих учеников.
Малак вспоминает: «На обратной стороне их тетрадей было что-то такое, что она использовала, чтобы «соединять точки».
С тех пор у нее начал развиваться интерес к этому искусству.
Малак заявила, что иранская каллиграфия первоначально была арабской системой письма, развившейся из сирийского и набатейского алфавитов, которые использовали контраст между вертикальными линиями и горизонтальными основаниями, являвшимися связующими элементами между буквами.
Позже его использовали в светских и религиозных декоративных целях. Среди каллиграфических почерков особенно известны насталик, шикасте, насх и сулюс.
Она рассказала, что древнюю и современную каллиграфию можно увидеть в украшениях религиозных зданий и других местах. Она также используется в Священном Коране и в написании почитаемых имен, таких как Аллах, Пророк Мухаммад или святые люди.
Во время проходивших недавно торжеств, посвященных 39-летию Исламской революции в Иране, Малак знакомила всех интересующихся с искусством каллиграфии.
Она даже написала их имена каллиграфическим почерком и подарила им эти надписи. Автор данной статьи увидел в Тандис Джафари Малак доброту, присущую подлинному учителю, так и собственный стиль, присущий настоящим мастерам.
«На создание одной работы может уйти более 10 лет», – заявила она, вручая мне в дар на память один из своих шедевров.
Для занятия персидской каллиграфией необходимы бумага, каллиграфическое перо, точилка для пера, чернила и чернильница, кусочек шелковой ткани и твердая поверхность для письма.
Необходимое для персидской каллиграфии перо делается, в зависимости от длины штрихов, из камыша или бамбукового тростника.
Преподавание каллиграфии в Филиппинах заставляет Малак расширить свои знания о филиппинской культуре и искусстве.
«Я стараюсь узнать, какие произведения искусства есть в Филиппинах, и пытаюсь сравнивать их с нашими», – отметила она. Помимо проведения занятий, иранская преподавательница каллиграфии также сопровождает своего мужа в официальных дипломатических мероприятиях.
Клод Мокон-Кириак / businessmirror.com.ph