Песантрен: традиционные исламские школы-интернаты Индонезии
В индонезийской системе образования единственной возможностью для необеспеченных семей дать образование своим детям остаются традиционные школы-интернаты – песантрен. В общей сложности в этой стране зарегистрированы 28000 песантрен, которые подчиняются министерству по делам религий, однако вместе с неофициальными школами их общая численность достигает 30-40 тысяч.
Мухаммад Реза встает в 3 часа утра, идет в мечеть и молится до рассвета, читает Коран до 6 часов утра, а уже в 7 часов утра отправляется на учебу, чтобы заниматься математикой, историей, химией и английским языком. После обеденная перерыва и короткого послеобеденного сна начинается религиозная часть программы, которая завершается в 8 часов вечера чтением и обсуждением арабских текстов XVII века. Но день заканчивается только после двух часов самостоятельной подготовки к урокам. Примерно в 10 часов ученик возвращается в общежитие.
17-летний Мухаммад Реза пять лет живет в качестве «сантри» (ученик религиозной школы) в песантрене Ас-Сиддикия – исламской школе-интернате, основанной в 1985 году Нур Мухаммадом Искандаром в Кебон Джеруке, районе на западе Джакарты. Здесь раздельно обучаются 900 юношей и девушек в возрасте от 12 до 18 лет, которым преподают 150 учителей и воспитателей. В кампусе имеется библиотека, спортзал и столовая.
«Мы пытаемся передать образ жизни», – говорит Ахмад Махрус Искандар, 30-летний сын основателя школы. – «Мы хотим не просто давать знания, а хотим помочь студентам воспитать свой нрав, осознав свою идентичность. Большинство наших выпускников работает в производстве, а также в сфере политики, бизнеса, искусства, культуры и образования».
В Индонезии существуют десятки тысяч песантрен – от 30000 до 40000 – неформальная сеть практически автономных общин, разбросанных по всей стране, в основном, но не только в сельской местности. Если переводить слово «песантрен» буквально, оно означает «место, где живут сантри», то есть те, кто осознанно соблюдают ислам.
Школы-интернаты на страже исламских ценностей
В сельской местности такие школы зачастую являются единственной возможностью получения образования, особенно для детей из бедных семей и сирот, которые не могут платить за обучение. Некоторые школы следуют учебным программам, одобренным министерством образования и религиозных дел, давая такое же образование, как и государственные школы. Другие школы фокусируются исключительно на религиозном обучении, сохраняя старые методы подготовки «устазов» и «улемов». Многие выпускники исламских школ занимают административные должности и места в парламенте.
Все больше и больше родителей из городского среднего класса отдают своих детей в исламские школы-интернаты, которые воспринимаются как защитники исламских ценностей. Песантрен Ас-Сиддикия связан с движением «Нахдатул Улама» («Подъем улемов») – крупнейшей мусульманской организацией Индонезии, созданной еще в 1926 году с целью противодействия распространению на архипелаге идей ваххабизма, пришедших с Аравийского полуострова, и выступая в защиту традиционного для Нусантары (индонезийского культурного пространства) понимания ислама. Этот индонезийский ислам характеризуется такими традициями, как чтение молитв за усопших, паломничество к могилам предков и почитание святых.
Арабизация или универсальные исламские ценности?
В Кебон-Джеруке регулярно принимают учеников Иезуитcкого колледжа Канисиуса в Джакарте, которые приезжают в песантреy, чтобы узнать о мусульманской религии. «Мы придаем большое значение контексту – местным культурным и историческим особенностям индонезийского ислама», – говорит Ахмад Махрус Искандар. – В отличие от буквальных интерпретаций, которые направлены на распространение «очищенного» ислама не только в сфере веры и ритуала, но и в общественной жизни».
В конце 1980-х годов в стране стали появляться салафитские песантрены, в которых преподавали индонезийцы, получившие образование в исламских университетах Саудовской Аравии и Йемена, зачастую, бывшие студенты Института исламских исследований – индонезийского филиала Исламского университета Имама Мухаммада бин Сауда в Эр-Рияде.
На юге Джакарты, на бульваре Бунчит-Рая стоит здание с фасадом из голубоватого стекла, которое с 1980 года является символом «арабизации Индонезии». Три тысячи пятьсот студентов посещают бесплатные занятия в этом маленьком ваххабитском мирке, в котором запрещены музыка и телевидение. На занятиях мужчин побуждают отращивать длинные бороды, носить сандалии и джалабию – длиннополую арабскую рубаху. Уроки преподавателей транслируются на экранах на другой этаж, предназначенный для женщин, которые скрывают свои лица под никабом.
«Наша приоритетная задача – это не обучать соблюдению исламских норм, а воспитывать общество, – говорит устаз Фахрудин, директор песантрена «Хумайра» в Богоре. – Политика и проповедь должны быть отделены друг от друга. Первое имеет отношение к государству и власти, а второе касается универсальных ценностей истины и справедливости».
Мухаммад Реза, пресловутый ученик песантрена Ас-Сиддикия, далек от идеологических противостояний и цитирует труд «Грамматика сердец» («Нахв аль-кулюб») суфийского шейха Абд аль-Карима аль-Кушайри: «Оплошность языка допускается, но оплошность сердца – это грех, и самые отвратительные ошибки, по-моему, это гордыня, тщеславие и самодовольство».
По материалам статьи Франсуа Д’Алансона, LaCroix
[…] из прошлых публикаций мы вам уже рассказывали об индонезийских исламских школах-интернатах (песантрен), играющих важную роль в формировании […]