После настоящей трагедии беженки-рохинья находят утешение на сцене

После двух десятилетий полулегальной жизни в Малайзии беженка-рохинья из Мьянмы Саеда Би не находит другого выхода, чтобы рассказать о своей ежедневной борьбе. Лишенная законного права на работу или доступа к государственным школам 21-летняя девушка, которая была контрабандой вывезена из Мьянмы в детстве во время бегства от преследований, проводит свои дни в малайзийской столице просто “за едой и сном”, как говорит она сама.
«Наконец, что-то поменялось»
Саеда Би и небольшая группа беженцев объединились, чтобы сформировать “Женский театр Рохинья”, чтобы их голоса были слышны их голоса, а сами они нашли хоть какое-то утешение в своей нелегкой жизни.
”Я так счастлива, что мы впервые можем рассказать наши истории”, – сказала Би, сияя гордостью после одного из ее первых выступлений на окраине Куала-Лумпура.
“Это не просто шоу. Это реальный опыт, который мы пережили. Мы хотели бы, чтобы люди знали эти истории”, – сказала она в интервью Thomson Reuters Foundation.
Театр рохинья является первым в своем роде в Малайзии, где находятся около 150 000 беженцев из разных стран, более трети которых составляют мусульмане-рохинья, получивший отказ в получении гражданства у себя на родине – в Мьянме.
Насилие подтолкнуло более 600 000 рохинья искать с конца августа убежище в Бангладеше, однако часть их, спасаясь от преследований, на протяжении десятилетий проживает в таких странах, как Пакистан, Индия, Малайзия и Таиланд.
Хотя они и нашли безопасное убежище, длительный процесс адаптации, который может занять десятилетия, означает, что многие люди, подобно Саеде, продолжают жить в подвешенном состоянии, подчас теряя волю к жизни, амбиции и целеустремленность.

Источник фото: THOMSON REUTERS FOUNDATION/ Beh Lih Yi
«Женский театр рохинья” надеется решить проблемы, преодолеть травмы, восстановить уверенность
В дождливый день Би и ее группа выступили перед толпой около 100 рохинья в большом зале, решая некоторые из вопросов, с которыми они сталкиваются ежедневно – от преследования со стороны полиции до проблем доступа к общественному здравоохранению и школам, а также бытового насилия.
В одной из сцен Би сыграла отчаянную жену, которая пыталась освободить мужа после того, как его остановили чиновники, которые требовали денег – сцена взята из ее собственного жизненного опыта, ведь ее муж был арестован несколько лет назад.
«У спектакля не было определенного сценария, и с женщины сами решали заранее, какие сцены они будут играть» – сказала Шарифа Шакира, которая возглавляет эту инициативу.
«В нашей общине рохинья женщинам не дают таких шансов, как мужчинам, потому что в нашей культуре есть убеждение, что женщины должны оставаться дома».
“Но в этом театре, они видят, что женщины могут что-то сделать”, – сказала Шакира, которая сама является беженкой-рохинья и основателем группы Сеть оказания помощи женщинам-рохинья.
Джоанна Шерман, директор Нью-Йоркского некоммерческого театра Бонд-стрит, которая обучала женщин-рохинья и работала с ними при создании театра, сказала, что искусство представляет собой творческий способ помочь беженцам преодолеть их травмы и обрести уверенность в себе.
Группа работает в 40 странах с 1978 года с беженцами и теми, кто пострадал от конфликтов, в том числе после войн в Боснии, в Афганистане и Пакистане.
”Театр – это не только исполнение нами роли, но и лидерство – умение стоять на сцене, выступать в группе и слышать”, – сказала Шерман.
“Теперь они знают, что чувство нахождения на виду у людей, способность сказать свое слово и оказать воздействие – это и есть власть, и они никогда не забудут, что имели эту власть”.
“Женский театр рохинья” также работает с агитаторами над тем, чтобы использовать сцену для обсуждения и выработки решений общих проблем, с которыми сталкиваются беженцы, например, проведении инструкций о том, что нужно делать при аресте.
”Презентации Powerpoint немного сухие, и поэтому люди не обращают на них внимание”, – сказал Назим Башир из благотворительной организации Asylum Access Malaysia, которая поддерживает беженцев, отметив, что театр также эффективен в работе с беженцами, имеющими минимальное образование.
“Мы имеем право быть счастливыми”
Нур Джахам была в толпе зрителей, хлопавших в ладоши и время от времени взрывавшихся от смеха, когда они смотрели выступление женщин-рохинья.
35-летняя вдова, бежавшая в Малайзию из штата Ракхайн в Мьянме четыре года назад, сказала, что сцена, в которой подчеркивалось насилие в семье, напомнила ей, как ее покойный муж регулярно нападал на нее и избивал, когда приходил домой поздно уставшим.
”После просмотра этого, я узнал, что я не должна была страдать молча, если стала жертвой насилия в семье”, – сказала Джахам.
“Женский театр рохинья” до сих пор работает на неофициальной основе, имею полдюжину актеров и выступая только на небольших общинных собраниях.
Некоторые женщины также испытывают трудности при регулярном посещении репетиций в связи с семейными обязательствами или заболеваниями.
Однако Шакира мечтает привлечь к участию больше женщин-рохинья и вывести театр на большую сцену.
“Есть люди, которые думают, что беженцы неспособны делать что-либо, что мы всегда просим денег или пищи. Но мы хотим сказать людям, что мы также на кое-что способны, мы хотим показать вам наш талант, мы можем жить мирно вместе”.
”Когда мы выступаем на сцене, мы чувствуем, что нам дают шанс, как и другим, мы имеем право быть счастливыми”, – сказала она.
Reuters
[…] единственным доступным средством самовыражения для беженцев, в одночасье лишившихся почвы под ногами и привычного […]