Почему у мусульманского народа минангкабау сохранился матриархат?

Народ минангкабау, который живет в западной части острова Суматра в Индонезии и насчитывает 4,5 миллиона человек, является самой большой группой людей в мире, сохранивший матриархальные принципы организации общества. Дома минангкабау считаются собственностью женщин, а наследование происходит по женской линии, тогда как мужчинам отводится достаточно посредственная роль. В общине даже имеются особые приюты для мужчин, которых выгнали из дома их жены.


Как гласит легенда, после смерти основателя царства Кото Бату по имени Махараджо Дираджо, который жил в XII веке, у него остались три малолетних сына от трех его жен. Первая жена Пути Индо Джалито взяла на себя воспитание детей и управление царством, положив начало матриархату.

В этой общине, которая не имеет аналогов в мире, наследство передается дочерям, а дети носят фамилию матери. Мужчины приходят в дом женщины в качестве примаков и рассматриваются как гости.

В доисламский период минангкабау сначала были анимистами и поклонялись силам природы, а затем на них оказывали влияние пришедшие из Индии индуизм и буддизм. Несмотря на сложившийся матриархальный строй, минангкабау все-таки приняли ислам, который опирается на патриархат.

Если, согласно исламским нормам, вышедшая замуж женщина переселяется в дом мужа, то у минангкабау жених переезжает к невесте и живет с ее семьей. Иногда он имеет право лишь посещать свою жену в установленные периоды. Размер выплачиваемого за жениха калыма устанавливает семья невесты, в соответствии с его уровнем образования и профессией.

В день свадьбы жениха уводят из дома и привозят в дом невесты, где, согласно всем исламским канонам, совершается никах, и жениха приветствуют совместными танцами с участием мужчин и женщин под музыкальное сопровождение народных инструментов.

Выйдя замуж, женщины минангкабау получают социальные и экономические преференции. Члены семьи подчиняются указанием пожилых матрон. Они как главы семьи несут ответственность за вопросы земельной собственности и родственных уз, разрешают конфликтные ситуации, играют важную роль в брачных отношениях и семейных церемониях. В каждой деревне земля считается собственностью одного из четырех Суку – больших матрилинейных родов, возводимых к четырем легендарным правительницам.

Что касается мужчин минангкабау, от них ожидается, что они будут регулярно зарабатывать деньги и обеспечивать свою семью. Многие из них покидают свои деревни в поисках работы и живут все вместе в особых мужских домах. Однако, по возвращении домой, они не имеют права голоса в решении важных вопросов семейной жизни.

Легенда о буйволе-победителе

«Согласно легенде, когда правитель царства Маджапахит на острове Ява объявил войну народу минангкабау, царь Суматры предложил, вместо войны, устроить бои буйволов. Буйвол минангкабау забодал своего соперника насмерть. Считается, что этот случай и стал причиной того, что минангкабау получили свое название, потому что на индонезийском «минанг» означает «победитель», а «кабау» – «буйвол». Этим местные жители также объясняют форму крыши их жилищ и женского головного убора, напоминающую два рога».

Несмотря на зависимое от жены положение, мужчины этого народа сохраняют тесную связь со своей кровной родней, потому что имеют длинный перечень обязанностей, связанных с участием в воспитании своих племянников – детей своих сестер. Эта практика называется в антропологии авункулатом и также связана с обычаями эпохи матриархата, когда мужчина не признавался отцом своих детей даже формально, и функции воспитателя брал на себя кто-либо из братьев их матери.

Матриархальные традиции народа минангкабау рассматриваются как особый адат – «адат перпатих». Хотя сами эти традиции имеют глубокие корни в культуре аборигенного населения островов Юго-Восточной Азии, у минангкабау они закрепились благодаря тому, что большая часть мужчин в различные периоды истории покидала остров в качестве торговцев и религиозных проповедников, хотя сами мужчины минангкабау склонны шутить, что их предки покидали остров именно по причине матриархата. Постоянные отъезды требовали, чтобы вопросами земельной собственности занимались женщины, которые автоматически становились полновластными хозяйками общества. У жителей острова бытует представление, что “мужчины могут жить где угодно и поэтому им не нужен дом, в отличие от женщин”.

Несмотря на традиции матриархата, минангкабау всегда считались горячими приверженцами ислама и стояли у истоков исламизации индонезийского общества. Из их среды вышло множество знаменитых в Индонезии поэтов, писателей, государственных деятелей, ученых и богословов.

Традиции матриархата также не повлияли на воинственный дух этого народа и его гордый характер, благодаря которому минангкабау всегда давали достойный отпор завоевателям и были грозной силой во время борьбы индонезийцев с голландскими колониальными властями. Для них характерны идеалы равенства и неприятия жесткой иерархии, о чем говорит традиционная пословица: «Не стой слишком прямо, не сиди слишком низко».

Уже в возрасте 7 лет мальчики традиционно покидают свои дома и живут в особом общинном центре «сурау», который также используется в качестве мусульманского молитвенного дома, где они изучают исламскую религию и свои традиционные обычаи – адат. В ночное время (после ночного намаза) они с детства обучаются навыкам самообороны, которую в Индонезии называют «силат».

Комментарии