Путешествие художника Тимо Насери в поисках четырёх загадочных букв каллиграфа Ибн Муклы

В настоящее время в Maraya Art Centre в Шардже проходит выставка «Все буквы во всех звездах» немецкого художника иранского происхождения Тимо Насери, которая погружает посетителей в загадочный мир каллиграфии, звездного неба и математических загадок.


В начале 10-го века, во времена Аббасидского халифата, мастер каллиграфии Ибн Мукла предположил, что в арабском языке не хватает четырёх букв.

Ибн Мукла высказал идею о том, что каллиграфия должна быть обозначением космоса, представленного в виде букв в определённой пропорции. Он хотел еще больше усовершенствовать арабский язык, чтобы он соответствовал всем звукам мира, для чего и придумал четыре буквы, призванные обозначать недостающие звуки.

Однако аббасидские власти обвинили его в осквернении языка Корана. Его посадили в тюрьму и отрубили ему правую руку.

Однако, выйдя на свободу, Ибн Мукла вновь вернулся к каллиграфии и, по преданию, научился писать, удерживая перо ртом. Затем он создал школу каллиграфии, однако вновь был арестован. На сей раз власти отрезали ему язык и держали его в тюрьме, пока каллиграф не умер.

Никто не знает, что случилось с его заметками о четырёх буквах, и именно эта история вдохновила художника из Германии Тимо Нассери, автора выставки «Все буквы во всех звездах», организованной совместно центром искусств Maraya и Исламским фестивалем искусств Шарджи. Насери решил начать с того места, на котором остановился Ибн Мукла, и вообразить в своих работах, какими могли быть эти потерянные буквы.

Источник фото: http://maraya.ae

Источник фото: http://maraya.ae

«Как изобрести букву? – спрашивает Насери. И отвечает на свой вопрос: «Как бы вы нашли нужную форму, особенно, если вы были верующим в Бога? С этого и начинается моя фантазия. Я думаю, Ибн Мукла мог посмотреть на небо и увидеть буквы в созвездиях. Это был 934 год – разумеется, нет электричества, нет света; вы находитесь где-то в пустыне недалеко от Багдада, так что ночное небо прекрасно видно, и оно очень важно для вас. Кроме того, небо использовали как средство навигации, данный Богом инструмент».

Насери нашел компьютерную программу, в которой можно ввести дату и место, чтобы увидеть звезды в любой момент времени и в любой точке мира. Она позволила ему погрузиться в март 934 года, Багдад, и, исходя из этой информации, нарисовать различные созвездия, которые могли бы помочь представить потерянные буквы .

Художник работает в технике металлической инкрустации в дереве. В центре выставки находятся четыре неизвестные буквы, выполненные из дерева, которые Нассери разработал с использованием правил геометрии и пропорций самого Ибн Муклы. Каждая буква окружена кольцом, представляющим аллюзию на астролябию, арабский навигационный инструмент, измеряющий расстояние между звездами. На каждой стороне буквы стоит столбец из пяти точек (нукта) Ибн Муклы, используемый для определения высоты арабских букв.

Источник фото: www.thenational.ae

Источник фото: www.thenational.ae

Эти великолепные, изогнутые формы вполне могли быть арабскими буквами.

Журналист интересуется у Насери о том, какие звуки могли бы означать эти буквы. «Это остаётся неизвестным, кроме того, я не говорю по-арабски», – улыбается художник. Насери, выросший в Германии, наполовину иранец (его отец эмигрировал в Германию в начале 1950-х). Он не говорит на фарси и не знает арабского алфавита. Другие его произведения посвящены таким предметам, как квантовая механика, математические правила, а также геометрические мотивы «мукарнас», которые обычно встречаются в персидских мечетях.

«Я никогда не думал о форме моих букв в алфавите и откуда берутся эти фигуры, но я сделал это для арабов. Мой взгляд можно назвать размышлением со стороны», – поясняет художник.

Все темы Насери – математика, геометрия, узоры – посвящены теме бесконечности. Так про рисунки «мукарнас» (которые тоже выставлены в Марайе) он говорит: «Я провёл много исследований, потому что не мог понять, как они построены. Наконец, я наткнулся на голландского реставратора, который показал, что суть мукарнаса – в простом геометрическом узоре, комбинации треугольников. Это в некотором роде очень просто. Есть только четыре вида треугольников, из которых можно вывести все эти формы сталактитов-мукарнасов. И эти треугольники могут быть объединены в бесчисленные вариации разных форм».

Рисунки, сделанные из созвездий из звездных карт, также демонстрируют, как предполагает название выставки, что можно создать бесконечное количество букв, руководствуясь узорами звездного неба.

Источник фото: www.thenational.ae

Источник фото: www.thenational.ae

Лаура Метцлер, куратор Maraya Art Centre поясняет: «Рисунки Насери показывают, что вы можете создавать формы из чего угодно во вселенной. Тимо думает об исламской истории и математике концептуально, привнося международную перспективу в обсуждаемые здесь темы. Он оказал большое влияние на молодых художников в Эмиратах».

Интересно, что прежде чем перейти на рисунки и скульптуры, Насери был фотографом, а до этого хотел быть музыкантом и восхищался музыкальными нотами. «Когда я играл на саксофоне, мне всегда нравилось выводить ноты на бумаге. Я сравнивал музыку разных культур и могу сказать, что обозначение музыки за последние 100 лет полностью изменилось, отошло от пяти линий, и выглядит ближе к этим рисункам на стене», – говорит художник.

Источник фото: http://maraya.ae

Источник фото: http://maraya.ae

«Вам нужен ключ понимания. Как в математике – нужна формула. Если вы не знаете, что означает, скажем, число “пи”, вы не сможете прочитать язык. Но если у вас есть такая разборчивость, то мне нравится мысль, что она может быть и формулой для понимания мира в целом, или что такое гравитация в параллельной вселенной – все эти фантазии могут быть внутри нее», – говорит Насери.

Перспектива так называемых универсальных дисциплин, таких как геометрия, наука и музыка, состоит в том, что из-за их математического происхождения, они могут выйти за рамки конкретных языков и быть доступными для всех.

Хотя выставка «Все буквы во всех звездах» рассказывает об истории Ибн Муклы, это в то же время попытка одного художника создать нечто, чего не существует: четыре воображаемые буквы, вырванные из моря бесконечности.

Мелисса Гронлунд / The National

Источник фото: www.thenational.ae

Источник фото: www.thenational.ae

Комментарии