Саудовская Аравия смягчает свой имидж на Западе с помощью рэперов
Саудовская Аравия стремится в последние годы смягчить свой имидж на Западе и продемонстрировать открытость миру. Недавно наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман поклялся вернуть страну к “умеренному исламу”, заявив, что “все происходившее за последние 30 лет – это не Саудовская Аравия”. В наше время культура зачастую становится продолжением политики, превращаясь в инструмент так называемой “мягкой силы”, на который правительства и корпорации готовы тратить весьма большие деньги, если он помогает достичь им своих целей.
Первый саудовский рэпер
В августе этого года организация Keybridge Communications предложила электронному изданию The Takeaway интервью с Кусаем Хедером, который в своем письме утверждал, что был “первым человеком, когда-либо записавшим рэп-синглы в Саудовской Аравии”.
Кусай, который также известен как Дон Ледженд Камелион, родился в Саудовской Аравии, провел свои подростковые годы в США, а затем вернулся к себе на родину, где быстро поднялся на вершину зарождающегося в стране андеграундного хип-хоп-сообщества.
Находясь там, Кусаq вошел в саудовскую индустрию развлечений, стал ведущим популярного музыкального шоу «У арабов есть таланты» на одном из крупнейших телевизионных каналов Саудовской Аравии — Ближневосточном телерадиовещательном центре или MBC (The Middle East Broadcasting Center).
Авторы письма говорили, что Кусай был в США на короткий промежуток времени в рамках программы культурного обмена Института Ближнего Востока, известного американского “мозгового треста”, которая была заказана ему Центром мировой культуры короля Абдул-Азиза, культурным фондом из Саудовской Аравии, финансируемым Саудовской государственной нефтяной компании “Сауди Арамко”.
Программа культурного обмена называется “Мосты”, и ее цель заключается в том, чтобы довести информацию о ряде молодых саудовских специалистов — от поэтов до первой женщины-юриста – до американской общественности.
“Здорово, что моя страна, наконец, признала хип-хоп музыку и хип-хоп-культуру, а я занимаюсь этим уже много-много лет”, – сказал он изданию The Takeaway.
На вопрос о политике и о том, как он может исполнять свое искусство в стране со строгими цензурными законами, он прошел тонкую линию, заявив, что находится здесь, в Соединенных Штатах, представляя правительство Саудовской Аравии.
”Я держусь подальше от политики”, – сказал он. “Я не политик, я музыкант, я артист и, прежде всего, я человек. Политика – это не моя сфера, и честно говоря, я не очень ей интересуюсь”.
Кусай сказал Takeaway, что он просто пытается быть самим собой и представлять в позитивном ключе Королевство Саудовская Аравия.
Недавно наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман поклялся вернуть страну к “умеренному исламу”, заявив, что “все происходившее за последние 30 лет – это не Саудовская Аравия”. В последние годы усилиям по ребрендингу способствовали изменения в политике руководства, как и решение об отмене запрета на вождение для женщин.
Однако эти усилия все чаще принимают и более тонкие формы через финансирование и партнерские отношения с западными учреждениями.
Саудовская Аравия стремится смягчить свой имидж
В политической позиции Кусая или ее отсутствии Пол Кокрейн, бывший редактор Arab Media & Society, видит связи с саудовской стратегией «мягкой силы», которой королевство придерживается в течение многих лет. Королевство продвигает эти идеи через американские мозговые центры, такие как Ближневосточный институт.
”То, что [Саудовская Аравия] пытается сделать в течение десятилетий, а в течение последних нескольких лет это действительно ей удается, есть попытка изобразить более культурную, мягкую версию королевства, а не быть жестким исламским обществом”, – сказал он.
После терактов 11 сентября 2001 года Королевство Саудовская Аравия начало агрессивно продвигать новое представление о своей стране. Например, в 2003 году был запущен спутниковый канал Аль-Арабия, который был создан отдельными лицами, имеющими тесные связи с саудовской королевской семьей. Она также создала такие сети, как MBC. Это был способ показать остальному миру “более культурный, мягкий вариант монархии”, а также бороться с ростом других сетей, таких как катарская “Аль-Джазира”, – продолжил Кокрейн.
Следует отметить, что Саудовская Аравия не одинока в своих усилиях, направленных на использование “послов культуры”, которые помогают создать позитивный имидж. Соединенные Штаты проводят подобные операции со времен холодной войны.
“Это очень распространенная вещь – выйти и рассказать другим людям о вашей культуре — своего рода “мягкая сила”, которая достаточно хорошо работает”, – сказал Кокрейн.
В то время как саудиты работают над созданием нового образа с положительными интервью таких культурных послов, как Кусай, в Королевстве в последние месяцы арестованы десятки диссидентов, среди которых немало художников и поэтов.
”Саудовцы не позволили бы никакому рэперу представлять их в США”, – сказал Кокрейн. “Кусай был выбран, потому что он был правильным кандидатом. Он не делает того, что было бы на самом деле направлено против монархии, или не является слишком политизированным. Кто не согласен с их версией, тот не стал бы послом культуры”.
Культурный посол
Когда речь зашла о Центре мировой культуры короля Абдулазиза, который был основан в 2016 году, Кокрейн заявил, что организация, во многом, представляет собой создание красивой витрины.
“Это показывает положительный имидж королевства в США. Когда у вас есть рэпер [Кусай] который приходит и говорит, будучи культурным послом, люди думают: “Отлично! Поразительно! У них в Саудовской Аравии есть рэперы? Вы этого и не могли ожидать”, – сказал Кокрейн. “Это хороший способ показать, что вы более космополитичны и открыты, чем на самом деле.”
После записи интервью, Takeaway получил ответное письмо от Института Ближнего Востока по поводу слишком большого количества вопросов, заданных ведущим передачи о политических взглядах Кусая. Это побудило журналистов из Takeaway выяснить, нет ли у Института Ближнего Востока заинтересованности в результатах интервью Кусая. В телефонном разговоре Takeaway задал Институту Ближнего Востока вопрос о его отношениях с Саудовской Аравией ее культурными программами.
”Мы заключаем с ними контракт на программу обмена, которая включает в себя привлечение 30 видных общественных фигур и мыслителей в сфере искусства и культуры в Соединенные Штаты” сказал д-р Дейрдр Эванс-Притчард, директор культурных и профессиональных программ обмена Института Ближнего Востока.
На вопрос о том, сколько денег королевство платит Институту Ближнего Востока за выполнение такой программы, Эванс-Притчард не дал прямого ответа. Согласно официальной информации о доходах института в 2016 году, он получил 281703 долларов в качестве гранта, направленного на финансирование программы по обмену от компании Tam Development LLC, а также 2 миллиона долларов от министерства иностранных дел Саудовской Аравии по программе исследований Персидского залива и 200000 долларов от главной саудовской нефтяной компании “Сауди Арамко”.
По материала сайта The Takeaway