Связь между исламским искусством и магией стала темой лекции в Италии

В Музее восточного искусства в итальянском Турине прошла встреча на тему «Исламское искусство и магия: между суеверием и властью» из цикла «Государи наслаждения: пиры, развлечения и досуг восточных дворов» – серии лекций под общим руководством Шерифа Эль-Себаи, научного сотрудника Международного симпозиума исламского искусства Хамада Бин Халифы.


Как считает итальянский ученый египетского происхождения, поиски следов невидимого в видимом, истолкование знаков судьбы, защита от дурного глаза, обращение к кому-либо за помощью перед принятием решения были необходимой частью жизни всех народов и культур, независимо от возраста и социального статуса людей.

«Правители, халифы и султаны, – рассказывает Эль-Себаи – опирались на предсказания, прогнозы астрологов и придворных прорицателей. Сегодня мы слышим о приговорах за колдовство в некоторых странах, и мы считаем, что в исламской культуре оккультизм является богохульным занятием, но все не так просто. Коран называет магию «сихр», то есть «колдовством» и «ворожбой». Священная книга Ислама признает существование и самой магии, и ее потенциальную эффективность. Сложность изучения состоит в явном противоречии магии посланию Ислама, направленному на полное подчинение Божьей воле».

«Еще с доисламской эпохи, – утверждает Эль-Себаи – существовал интерес к тому, чтобы понять силы, управляющие судьбой людей, и предсказать будущее: от астрологии и толкования снов до геомантии, талисманов и амулетов. Под броней носили рубашки-талисманы, покрытые аятами из Корана».

«Пророк Мухаммад (САВ) говорил, что предсказатели ошибаются, даже когда говорят правду, но магические практики все равно пользовались большим успехом. Например, «Рука Фатимы» и ювелирные изделия бедуинов уходят корнями в эту культуру оккультизма в арабском и исламском мире». Это символ обнаруживает себя также и в буддийской иконографии, в еврейской культуре и на Ближнем востоке в древности. Бог и магия – это сложное сочетание».

«Когда появилась исламская религия, – продолжает Эль-Себаи – некоторые мистики пытались примирить веру и магию. Речь шла не об обращении к духам и к какой-либо реальности, помимо Бога, а о считывании знаков нашего мира с целью интерпретировать Божественное, подобно тому как врачи определяют заболевание по симптомам. Например, есть экземпляры Корана 1550-1600 годов с буквенными отметками на краях страниц, которые открывали на случайной странице и как бы получали ответ от Бога». В большинстве ортодоксальных течений это считается грехом, но практики сохранились в народе на бессознательном уровне, например, в виде миниатюрных фигурок ноги, отпечатка ноги Мухаммада (САВ), пророка Ислама, заступника в Судный день. Амулеты чаще всего делались из золота или сердолика и превращались в деньги в случае необходимости».

«Все слои общества, – заключает Эль-Себаи – имели доступ к практикам, но придворные прорицатели обладали астрономическими и математическими навыками, тогда как бедноте было легче нарваться на шарлатанов. Это было характерно не только для мира Ислама: люди везде имеют одни и те же страхи и чаяния. Имеется гораздо больше общих элементов, чем тех, которые нас разделяют».

Франческа Россо / La Stampa

Комментарии