«Стихи любви» – фильм об исламе на практике
Праведный мусульманин старается жить по законам Аллаха, но его настигает беда. Тогда он задается вопросом, почему на него свалилось такое горе? Это лишь один из вопросов, волнующих героев фильма индонезийского режиссера Ханунга Брамантьо «Стихи любви», снятого в 2008 году по одноименной книге Хабибрахмана Ширази.
Азиатское кино восхищает легкостью подачи проблем различных взаимоотношений: людей друг с другом, человека и Бога, человека и внутреннего «я». «Стихи любви» – это лента о судьбе молодого мужчины, трагичной любви и испытаниях. Фильм не просто о мусульманах, а об исламе. Режиссер постарался показать не историю религии, не идеальный портрет верующего и даже не проблемы исламского общества. В этой истории зритель видит большее: какова религия на практике.
В фильме гармонично умещаются проблемы напряженных отношений с Западом, терроризма, христианского видения ислама и отношения самих мусульман к заповедям Аллаха.
«Праведные» и «заблуждающиеся»
С первых же кадров становится ясно, кто «правильно» толкует ислам, а кто «заблуждается». Вторые – это фанатичные мусульмане, которые не чураются и женщину ударить в общественном транспорте ради религиозных принципов, которые сами же они и придумали.
Главный герой – Фахри Абдаллах – из категории “праведных” мусульман. Он бедный студент, приехавший в Египет из Индонезии, чтобы учиться в университете «Аль-Азхар». Он боится согрешить и воздерживается от всего, что может быть запретным. Он способен защитить женщин в общественном транспорте и ответить на каверзные вопросы об исламе, которые задает американская журналистка. Все его действия четко взвешены, хотя он колеблется в одном – никахе. Он все ищет ту самую единственную, отвергая многих девушек.
Только вот две вещи он все же упустил. Общаясь с женщинами «как друг», не переходя границ дозволенного, он не понимал, что в сердцах этих самых подруг зарождалась влюбленность и грезы о совместном будущем. И этот факт впоследствии сыграет с ним злую шутку.
В фильме поднимается тема дружбы между мужчиной и женщиной, напоминая, что какими бы благими намерения ни были, этой дружбы быть не может, потому что один всегда хочет большего.
От сумы и от тюрьмы не зарекайся
Однако более сильным посланием к зрителю стало настоящее испытание героя, когда Фахри волею обстоятельств оказывается в тюрьме.
Казалось бы, конечно, что общего между преступником и оклеветанным праведным мусульманином? Но преступник, сосед Фахри в тюрьме, становится голосом совести, говоря, что Бог для всех одинаков, за решеткой и внутри, для праведников и для грешников. Но тогда еще Фахри не внял его словам. Лишь второй эпизод с преступником в камере, когда Фахри отчисляют из университета, из тени выходит тот самый осужденный. Он скорее похож на сумасшедшего, юродивого, который, кажется, несет бред, но в этих словах больше мудрости, чем в энциклопедических выкладках Фахри Абдаллаха.
Ведь знания и применение знаний – разные вещи. Важно не только правильно толковать аяты Корана и знать хадисы, но и правильно жить по ним. Фахри считал себя невиновным, хорошим, не понимая, за что ему эти трудности, если он не согрешил. Он возгордился в своей праведности и поставил себя выше остальных.
Фахри и его женщины
Одним из основных вопросов, поднятых в картине, становится также актуальная тема положения женщины в исламе и многоженства. Эти проблемы отражают самые больные стороны темы для женщин в исламе не только с позиции шариата, но и позиции чувств самих женщин. И на первый план выходит уже не Фахри, который мечется между первой женой Аишей и второй – Марией, а чувства Аиши, которая ради спасения мужа уговорила его взять вторую жену. Все вроде согласно исламу, но как трудно женщине делить любимого мужа с другой. Что она получает от этого и что теряет. Снова встает вопрос нафса и имана. Умение не просто смириться, но и принять положение вещей, быть искренним в вере, поступках, словах – вот главное, чему призывают и учат друг друга супруги.
Кульминацией любовного треугольника становится фраза Марии: «Я только сейчас поняла, что любить и обладать – это разные вещи».
Фильм не лишен неточностей, например, в сцене заключения брака с девушкой, находящейся в коме. Однако это никак не умаляет всего происходящего на экране. Каждая поднятая тема достойна отдельного осмысления, каждый эпизод и диалоги наполнены глубоким смыслом, символизмом и посылом. Пожалуй, это один из лучших фильмов за последнее десятилетие о мусульманах, снятый душевно, правдиво и красиво.
Алина Хакимзянова