Турецкая сказка с грустным финалом
«Восемь дней Дильбер» – фильм турецкого режиссера Джемаля Шана, последний из трилогии (есть еще «Восемь дней Зейнеп» и «Восемь дней Али») и, несомненно, наиболее стоящий и захватывающий. Сам режиссёр обозначил свою трилогию как «Душа, разум, сердце», где «Восемь дней Дильбер» (2008) – это «Душа».
В основе ленты лежит история девушки, которая, несмотря на свое скромное происхождение, напоминает сказочную принцессу, нашедшую своего принца. Правда принцем окажется совсем не тот, на кого героиня рассчитывала не один год, но от того не менее настоящим и благородным.
От главной героини, непредсказуемой юной Дильбер, никогда не знаешь чего ждать: верности традициям или очередного бунта, любви или ненависти, отчуждения или нежности. Очень необычный, яркий и противоречивый персонаж , в котором бунтарство сочетается с приверженностью долгу и традициям. «Выйду за первого встречного, а пока буду жить в хлеву, со скотиной, потому что она – человечнее, чем вы!», – поклялась «принцесса», пережив разочарование. Чем не история из «1000 и 1 ночи»?
Ещё одного главного героя зовут Мехмет – по сказочной логике фильма в нем ещё надо разглядеть принца, поскольку с первого взгляда он, кажется, на эту роль не претендует. Для того, чтобы доказать свою любовь, он каждый из восьми дней совершает свои казалось бы маленькие, но такие значимые подвиги. Убогий физически, Мехмет раскрывается перед своей возлюбленной и перед зрителем всей красотой своей чистой и благородной души, вызывая искреннее сопереживание. Он превозносит свою молодую красавицу-жену, обращаясь к ней не иначе, как «Повелительница моей души», но при этом сохраняет мужское достоинство и патриархальный уклад традиционной турецкой семьи, где муж – её беспрекословный глава и лидер. Он бережёт Дильбер от потрясений, связанных с поспешным замужеством: не торопится с исполнением супружеского долга, старается облегчить ей быт, преподнести подарок, познакомить с окружением.
И Дильбер не может не оценить, насколько прекрасен внутренне оказался её «первый встречный» муж. Кроме того, её характер сформировался в строгом укладе жизни турецкой провинции. Она делает выбор, который заслуживает уважения: быть со своим мужем, быть верной женой. Именно поэтому она настолько тяжело переживает, когда Али, её первая любовь, будто призрак из прошлого, оказывается на пороге её нового дома. Её браку в этом момент едва ли восемь дней, но за этот короткий срок она абсолютно переродилась и приняла свою новую функцию и миссию.
О персонаже Али стоит упомянуть отдельно. Это, как уже говорилось, первая любовь Дильбер. Чувства Дильбер и Али были взаимны, но по воле родителей молодого человека влюблённые не могли получить благословения на брак. Али подчиняется воле родителей, и с этого события начинают разворачиваться сюжетные события ленты. Али вызывает у зрителя двойственные чувства. С одной стороны, его можно осуждать за нерешительность, проявление трусости. С другой, он вызывает сочувствие не только тем фактом, что в начале действия находится буквально «между молотом и наковальней», но и потому, что также неоднозначно можно оценить его действия в финальной сцене истории. Борется ли он за свою любовь или вторгается в чужую семью непрошенным гостем? Что лежит в основе его чувств: искреннее желание создать семейный очаг с Дильбер или эгоистичное стремление очистить перед ней и перед самим собой совесть и удовлетворить собственную прихоть? Именно неоднозначность трактовки поступков героев во много раз повышает культурную ценность художественного произведения, и в данной ленте она присутствует.
Нельзя не отметить удачный выбор актёров для исполнения главных ролей. Они очень органичны, тонко и точно передают особенности характеров. Несрин Джавадзаде на кинофестивале в Анкаре за роль Дильбер была награждена в номинации «Лучшая актриса». Так же на своих местах оказались Фират Таныш в роли Мехмета и Осман Акджа в роли Али.
В режиссерской стилистике ленты очевидно влияние иранской школы кинематографа. Есть и что-то едва уловимое от французской картины «Амели» Жана Пьера Жене. Особенно ярко это сходство проявляется в сцене, где Мехмет показывает Дильбер свое село: «Это ратуша, вот городской сумасшедший, а это школа – я в ней работаю». Кстати, и актриса, сыгравшая главную героиню, красавица азербайджанского происхождения Несрин Джавадзаде, то и дело напоминает Одри Тоту: такая же загадочная, по-своему утонченная, странноватая брюнетка. Даже в костюме Дильбер режиссёр задействовал ту же цветовую гамму, что преобладает в «Амели» – красный и зелёный.
Однако финал возвращает нас на землю к осознанию, что фильм – все-таки драма. Здесь уже нет сказочного «они жили долго и счастливо», здесь есть трагедия убийства. И все же концовку нельзя назвать безнадежной.
«Восемь дней Дильбер» – два часа чистого удовольствия и восточной экзотики. Прибавьте к этому неожиданную концовку, нетривиальный сюжет, великолепный визуальный ряд – и вы получите практически идеальный вариант кино для вечернего просмотра.
Нурия Гибадуллина
С концовкой заинтриговал авторское… Теперь хочется фильм посмотреть.