Уйгурского «короля дутара» задержали в Китае

Популярный уйгурский певец и музыкант Абдурехим Хейит был задержан и находится под стражей без предъявления официального обвинения в столице округа Урумчи с апреля 2017 года.


Синьцзян-Уйгурский автономный округ в Китае в настоящее время подвергается серьезному ужесточению мер безопасности, будучи отгороженным от внешнего мира жестким контролем иностранных средств массовой информации со стороны государства. Эти меры, направленные против «исламского экстремизма», затрагивают все аспекты повседневной религиозной жизни мусульманских народов этого региона, а также приводят к ограничению свободы выражения мнения, передвижения и собраний. Тысячи людей были задержаны и содержатся в так называемых “реабилитационных центрах”.

Совсем недавно эта кампания распространилась на уйгурских писателей и художников, которые хоть как-то пропагандируют уйгурскую этническую идентичность в своем творчестве. Сейчас один из самых популярных и знаменитых уйгурских певцов Абдурехим Хейит был задержан и находится в заключении без предъявления официального обвинения в столице округа Урумчи с апреля 2017 года.

Осенью 2017 года известный уйгурский поэт Тахир Хамут прибыл в США и сообщил членам уйгурской диаспоры о том, что Хейит был арестован в апреле 2017 года и содержится под стражей в Урумчи без предъявления обвинения.

“Сейчас в Уйгурском регионе ситуация очень серьезная. Многие люди арестованы, и никаких конкретных оснований для их ареста не предъявлено”, – сказал Хамут.

По данным Хамута, арест Хейита был скорее всего связан с песней «Атилар» («Отцы»):

“Полиция приходила навестить его несколько раз, прежде чем его наконец арестовали. Я слышал об этом от членов его коллектива, Синьцзянского ансамбля песни и танца. Полиция распросила все об этой песне: когда он ее пел, зачем он ее сочинял, кто написал текст? Поэт, написавший эти тексты, Абдурехим Абдулла, был арестован одновременно с ним. Проблема стихов состояла в том, что он использовал фразу “jenglerde shehit” («жертва войн») – вот почему он вызвал настороженность. На самом деле, главное послание этой песни состояло в памяти о жертвах, принесенных нашими отцами, и критика в адрес того, как молодые люди в эти дни ходят на вечеринки … однако они сказали, что это связано с джихадом”.

Многие песни Хейита отражают историю и культуру уйгур, и он использует свой мощный голос, производящий сильный эффект, возвращая к жизни знаковые тексты самых уважаемых современных уйгурских поэтов, таких как Абдурехим Откур с его стихотворением “Учрашканда” («Когда мы встретились»).

”Он никогда даже не писал сам свои тексты”, сказал один из студентов Хейита. “Все стихотворения, которые он использовал, были опубликованы в государственной прессе, и все тексты были одобрены правительственными цензорами, прежде чем он их записал. В этом тексте не содержится ничего, что способствовало бы джихаду или радикализму. Когда говорится о жертвах наших отцов, речь идет о прошлом. Вы не можете применять это к сегодняшней ситуации. Для его ареста нет оснований. Они неправильно истолковали эту песню”.

Абдурехим Хейит родился в 1964 году в благочестивой верующей семье в южной части города Кашгар. Он стал всеобщим любимцем, виртуозом игры на дутаре – традиционном уйгурском двухструнном инструменте, а также композитором и автором многих песен. Он учился в Кашгарском художественном училище и работал в престижном Центральном ансамбле национальностей в Пекине с 1986 по 1993 годы, прежде чем вернуться в Урумчи, чтобы присоединиться к Синьцзянскому ансамблю песни и танца, где он исполнил множество песен, несущих послание единства и дружбы между народами Китая.

“Он был профессиональным музыкантом. Он являлся членом государственного музыкального ансамбля. Его работа состояла в том, чтобы выступать на уйгурском языке и представлять уйгурскую культуру и историю. Это была его работа – петь песни, которые люди любили слушать. Он был настоящим народным артистом. Помню, когда я был молодым в Кашгаре, продавцы уличной еды записывали его песни на кассеты и проигрывали на магнитофоне, потому что любили его версии старых народных песен” – сказал один из его учеников.

Также он самостоятельно выпустил ряд сольных альбомов с уйгурскими народными песнями и собственными композициями, превратившись в популярную и влиятельную фигуру среди уйгурского зрителей, а также стал ведущим представителем “нового народного” стиля 1990-х годов. Он выпустил коллекцию всех своих песен на 9-компакт-дисках под названием “Duttarim” («Мой дутар»)в 2011 году в престижной звукозаписывающей компании:

По материалам статьи Рэйчел Харрис (преподаватель этномузыкологии Школы востоковедения и африканистики Лондонского университета) и Азиза Исы Элькуна (уйгурский писатель и блогер), опубликованной на сайте Free Muse

Комментарии