Фальшивка: кино о последствиях самообмана

Иранский кинематограф успел найти своих почитателей по всему миру. Кого-то прельщает в иранских фильмах мусульманский колорит, а кого-то, напротив, привлекает философская глубина содержащегося в работах иранских режиссеров общечеловеческого послания, выходящего за рамки сугубо религиозных рамок и понятного каждому. В последние годы иранский кинематограф все больше движется от восточного символизма суфийской притчи к реалистическим сюжетам, наполненным тяжелыми, почти кафкианскими экзистенциальными размышлениями на тему одиночества и рутины, вскрывая такие пласты жизни современного им иранского общества, о которых ранее не принято было говорить открыто. 
Иранская кинематография открывает каждому человеку что-то особенное. Каждый может оценить глубину сюжетов иранских режиссеров, а также созерцать мир через объектив кинокамеры. Однако фильм «Фальшивка» Амира Пуркиана  относится,  скорее, к первой категории, чем ко второй. Это не столько философское размышление о проблемах человека  с символами в каждом новом эпизоде, сколько  реализм будних дней  с его неприглядностью и затмевающим глаза антуражем.
Сюжет картины крутится вокруг трех основных героев: Марьям, которую бросил муж (ей уже за 40); её 21-летнего сына Араша и друга семьи (и одновременно тайного любовника Марьям) Мехмета – взрослого мужчины, владельца кафе.
Фильм сперва кажется несколько пресным и затянутым. С одной стороны, становится даже  скучно от того, что никаких очевидных событий не происходит. А с другой, все это помогает понять напряженность ситуации, безысходность, когда и в реальной жизни  мы не можем ни поторопить, ни замедлить ход времени. И вот ты живешь в реальном времени с реальными людьми, такими же не идеальными, как и сам зритель и его окружение. Здесь нет  отрицательного и положительного героя, каждый воплощает в себе сразу две ипостаси в зависимости от того, как на него посмотреть и кто будет оценивать.
Режиссер поднял в фильме сразу несколько тем. Главная из них, на мой взгляд, об одинокой женщине, которая пытается отстоять свое право на любовь, несмотря на немолодой возраст. Даже брошенная мужем, воспитывающая одна ребёнка, она все равно остается  женщиной,  которая нуждается в мужском плече. Этот факт очень тяжело принять её сыну Арашу. Сыну, который тайно общается с отцом и ждёт его возвращения. Сыну, который общается с любовником своей матери  не зная, какие между ними отношения. Араш готов буквально  убить любого, кто пожелает занять место его родного отца. Оттого сплетается так много  лжи вокруг одного героя. Нет ни одного, кто осмелился бы быть  честным с юношей, хотя его и искренне любят.

Источник фото: midanam.com

Можно выделить два треугольника отношений. Первый: мать – сын – отец, где сын пытается воссоединить семью, а все противоречия вызывают новые инфантильные вспышки гнева вплоть до протеста в виде приёма наркотиков.
Второй: Мехмет – Араш – Марьям. И в этом треугольнике  дела обстоят сложнее. Здесь нет центральной фигуры, которая являлась бы камнем преткновения. Персонажи напоминают басню Крылова «Лебедь, рак и щука» – каждый тянет воз в свою сторону, у каждого своя правда, своя ложь. Мужчина, который не может и боится открыто признать отношения. Женщина, которой нельзя открыто любить и нужно угодить обществу, сыну и даже любовнику. Молодой человек, который не может понять, что он не имеет права вмешиваться в чужую личную жизнь.
Сын Марьям выглядит старше своих лет. Персонаж  с самого начала вызывает  у зрителя  антипатию грязными длинными волосами, поведением, отталкивающими чертами лица. Однако такой неприятный, но наивный и мягкий внутри, как отмечает его подруга, он становится жертвой обмана со стороны близких. И скорее даже жертвой самообмана. Он разочаровывается в матери, узнав, что у нее есть отношения с другим мужчиной. Он не может принять друга, который и есть тот самый избранник матери. Словно ребенок, он до сих пор верит лжи отца, который когда-то бросил их и сбежал, а теперь, пытаясь в глазах сына обелить себя, говорит, что вернётся. При этом, отца зритель  ни разу не видит на экране, не слышит даже его голоса в трубке во время телефонного разговора. Его нет ни физически, ни морально рядом с сыном. Образ отца подобен иллюзии  – мы видим и верим в то, чего нет, убеждая себя в обратном.
Наблюдая за каждым героем, за его состоянием, его отношением, его ролью в этой ситуации, начинаешь задумываться, так кто же из них настоящий? Кто фальшивка? Чьи чувства настоящие? Чьи фальшивые?
Фильм не имеет хэппи-энда в классическом понимании. Финал остается открытым и завершенным одновременно. Досматривая последние кадры, понимаешь – так происходит и в жизни. И дорога перед героем – как символ того, что у каждого свой путь, нужно двигаться дальше, оставив что-то или кого-то позади. Можно заглядывать в чужие окна, как делала Марьям, как сделал Араш в последний момент, но что это даст? Каждый все равно будет жить по-своему, открыто или тайно, с чьего-то  согласия или вопреки чужому мнению. И нужно смириться с этим и принять, чтобы не быть обманутым и не витать в облаках, как это случилось с Арашем.
Алина Хакимзянова
Комментарии