Шекер Ахмет Паша и сладкая заря турецкого реализма

Выпускник факультета политологии Анкарского университета и колумнист нескольких электронных изданий, в том числе казанского «Реального времени» и сайта «ИСЛАМОСФЕРА», Булат Ногманов, живущий сегодня вместе с женой и сыном в холодном северном Хельсинки, обстоятельно и интересно расскажет вам о первом турецком художнике-реалисте, который, по иронии судьбы, был военным и дослужился до бригадного генерала.


Бросая беглый взгляд на экспонаты Стамбульского музея живописи и скульптуры, основанного Ататюрком 20 сентября 1937 года, можно невооруженным глазом заметить большие зигзаги в развитии турецкой живописи. Порой складывается впечатление, что мастеров различных эпох отделяет друг от друга непреодолимая пропасть. Если в истории европейской живописи мы видим плавный переход от одной эпохи к другой и преемственность различных поколений живописцев, то в турецкой и османской живописи наблюдать такую картину практически невозможно. Конец XVIII, весь XIX и XX века можно охарактеризовать как стремление к модернизации практически во всех областях жизни турецкого общества. А историю турецкой живописи можно условно поделить на три периода. Своеобразным водоразделом, являющимся отдельным периодом между «до» и «после», здесь, как раз-таки и выступают работы Шекер Ахмет Паши. Если до него основным жанром изобразительного искусства была миниатюра, то вместе с ним и уже в более поздние периоды, особенно после эпохи Мешрутиета (период конституционной монархии в Османской империи в 1908-1920 гг., наступивший после Младотурецкой революции – Исламосфера), акценты были смещены в сторону натюрморта, пейзажа и маринистики. В целом, период творчества Шекер Ахмет Паши, а это без малого около сорока лет, можно охарактеризовать как эпоху становления и укоренения реализма в османской живописи. Именно его работы являются лучшими примерами реалистического видения окружающей действительности. Своей чистотой и волнительной манерой исполнения он смог избавиться от посредственности и, выйдя далеко за рамки простого копирования природы, дал возможность зрителям насладиться настоящим вкусом искусства.

Современник Дега и Моне…

Современник таких маститых импрессионистов как Дега, Мане, Моне, Писаро, Сислей и других, Ахмет Али Паша родился в 1841 году в один год с Ренуаром. Если первый живописец появился на свет в стамбульском Ускюдаре, то второй – во французском городе Лимож. В пятилетнем возрасте отец Ахмета Али Эфенди отвел его в ближайшую школу. Через девять лет в 1855 году, успешно сдав вступительные экзамены, юный Ахмет поступает в Стамбульское медицинское училище. Он был прилежным учеником, и сложные предметы давались ему с легкостью. Особенно больших успехов он добился в рисовании, в коем проявил недюжинный талант и в восемнадцатилетнем возрасте, будучи все еще студентом, был назначен на должность помощника преподавателя рисования Стамбульского медицинского училища.

Стоит отметить, что данный предмет был обязательным не только в медицинском, но и военном училище Стамбула, куда, в последствии, и перевелся Ахмет Али. Истоки обязательности обучения основам живописи в двух основных учебных заведениях Стамбула «Тыббийе» (медицинском) и «Харбийе» (военном) лежат в реформах, начатых султаном Селимом III (1789-1807) и продолженных султаном Махмудом II (1808-1839). Данные реформы, касающиеся многих аспектов, как государственного устройства, так и частной жизни жителей османской Турции, в основном, ознаменовали собой решительный поворот в сторону модернизации.

За время своего обучения и преподавательской деятельности, юное дарование было замечено султаном Абдулазизом, тонким ценителем изящных искусств, который был первым султаном Османской империи, совершившим зарубежную поездку в Европу и, разумеется, во Францию. Абдулазиз увидел в юном Ахмете не только талант к рисованию, но и большой потенциал, который требовал дополнительного раскрытия и развития.

По этой причине в 1864 году он направляет его в Париж в Школу изящных искусств, для совершенствования своих навыков, где он обучается сначала у Гюстава Буланже, любимого художника-ориенталиста императора Наполеона III. Примечателен тот факт, что кисти Буланже принадлежит роспись стен парижского дворца императора в «помпеянском» стиле (то есть с элементами древнеримского зодчества – Исламосфера) и роспись парижской оперы Гарнье.

Далее Ахмет Али обучается у другого французского мастера Жан-Леона Жерома, состоявшего в оппозиции к зарождающемуся движению импрессионистов. Конечно же, Жерому, как представителю академизма, получившего известность в монархической Франции, было трудно примириться с новыми веяниями, которые зарождались и набирали оборот в тот период у него на родине. В особенности это касалось импрессионизма и кубизма, которому только-только предстояло завоевать умы и кисти европейских живописцев.

 

Возвращение на родину и первые выставки

Отучившись в Париже семь лет, молодой Ахмет Али, в качестве вознаграждения за прилежную учебу, на три месяца направляется в Рим на стажировку, после чего в 1871 году возвращается на родину и здесь, уже в звании капитана, назначается преподавателем рисования в Стамбульское медицинское училище.

Кроме медицинского училища, он преподавал рисование и в других учебных заведениях столицы Османской империи, в таких как, Школа Баязида, Школа Зейрек, Школа капитана Ибрагима Паши и Школа искусств Султанахмета. В 1872 году вместе со своими учениками Ахмет Али открывает первую в истории османской Турции выставку картин, где среди прочего, также был выставлен портрет султана Абдулазиза, выполненный карандашом.

Будучи человеком религиозным и глубоко верующим, Ахмет Али следовал нормам ислама и старался избегать портретной живописи и, в своем творчестве уделял особое внимание таким жанрам как натюрморт и пейзаж. На данный момент известно лишь о двух портретах, принадлежащих карандашу и кисти Шекер Ахмет Паши. Это уже упомянутый портрет Абдулазиза и его собственный автопортрет.

Так или иначе, первая выставка картин имела успех. За ней в 1873 году последовала вторая выставка, которая была организована в здании Дарульфюнуна (Стамбульского университета), и была встречена одобрением просвещенной части османского общества. Другой известный османский живописец Сами Йетик писал о выставках Ахмет Паши следующее: «Самое прекрасное в искусстве Шекер Ахмет Паши это выставка, которую он организовал в Стамбуле в 1874 году, которая оставила сладостное послевкусие в наших умах и душах».

Несмотря на то, что большая часть тогдашнего общества была далека от этих новых подвижек, выставка была по достоинству оценена тогдашним правителем Османской империи Абдулазизом, и Ахмет Али, с повышением в звании, был сразу же назначен личным помощником султана. Работая во дворце, Ахмет Паша убеждает султана о необходимости приобретать картины европейских мастеров. Получив одобрение, он вступает в переписку со своим учителем Жеромом. Таким образом, во дворце османских повелителей появляются картины европейских живописцев, в основном французов, таких как Буланже, Жером, Арпиньи, Добиньи и других.

 

Утонченная кисть на поприще военной службы

Военная карьера Ахмет Паши идет вверх, каждые три года он получает очередное звание и в 1894 году становится бригадным генералом, а потом получает звание генерал-майора. Все эти годы и даже после того, как он стал работать в протокольном отделе по приему иностранных делегаций, Ахмет Паша продолжает оттачивать свое мастерство. Конечно же, в связи с работой времени на пленэры не остается, он сосредотачивается на жанре натюрморта и весьма преуспевает в этом деле. Примечателен тот факт, что звания и чины он получал не на полях сражений, а на ниве борьбы с невежеством и отсталостью, которую он вел, держа в руках не оружие, а утонченную кисточку.

Друзья описывают Ахмет Али Пашу как сердечного, тонко чувствующего, благонравного и приятного человека. За эти качества он получил прозвище «Шекер» (сахар), которое в последствии стало его творческим псевдонимом – его стали именовать Шекер Ахмет Паша.

Бесхитростное мастерство художника-первопроходца

Немецкий живописец эпохи ренессанса Альбрехт Дюрер говорил: «Нет возможности сделать прекраснее того, что создал Бог. Художник должен работать, желая передать подлинную картину природы…». Картины Шекер Ахмет Паши в полной мере подтверждают истинность данного высказывания. Кроме того, при детальном рассмотрении можно заметить, сколько кропотливого труда, стараний, сил и умения было вложено в эти работы. А это в свою очередь подходит под описание его современника Ренуара, который говорил следующее: «Когда вы смотрите на произведения старых мастеров, действительно, там нет хитрости. В первую очередь эти люди были необычайными трудягами. Они знали свое искусство. В этом вся суть. Искусство живописи – это не продукт воображения. В первую очередь это рукотворное искусство, которым необходимо заниматься, как рабочий»… Именно такая бесхитростная реалистичность характерна для произведений Шекер Ахмет Паши.

Первопроходец и реформатор, поделивший историю османской живописи на периоды до него и после него, автор первых реалистических картин и организатор первой выставки в Османской империи Шекер Ахмет Паша, несмотря на становление в рамках западной, по большей части французской школы живописи, сохранил приверженность мусульманским принципам и идеалам ислама. Это можно заметить на примерах его картин, приведенных в тексте и ниже. Конечно же, он испытал влияние французской школы, за что его многие критиковали на родине. Однако, благодаря его стараниям, следующее поколение турецких живописцев смогло продолжить развивать свое искусство и тонкое чутье окружающей действительности в рамках реализма, не противоречащего нормам ислама.

Сладкий жизненный путь Шекер Ахмет Паши завершился в 1906 году в Стамбуле. Он был похоронен в мавзолее Сокуллу Мехмед Паши, в районе Эйюп.

Булат Ногманов

 

Комментарии