Язычники и мусульмане Читрала: религиозная терпимость на севере Пакистана
Калаши — это небольшой народ, населяющий район Читрал в горах южного Гиндукуша, который входит в состав провинции Хайбер-Пахтунхва в Пакистане. В последнее время калаши стали более известны благодаря часто встречающимся среди этого народа светлым волосам и глазам, в которых многим хочется видеть свидетельства особой близости калашей к европейским народам. Однако уникальность этого народа, большая часть окружающих которого соседей за последние столетия приняла ислам, состоит в том, что значительная часть калашей до сих пор исповедует языческую религию своих предков.
Калаши живут на высоте 1900—2200 метров над уровнем моря и населяют три боковые долины, образованные западными притоками реки Читрал. Их родной язык относится к очень древней дардской группе индоиранских языков, сохранившейся только благодаря изоляции в условиях проживания в горах.
Другие обитатели высокогорий, живущие неподалеку от них нуристанцы, сто с лишним лет назад также были язычниками и даже именовались в литературе «кафирами», а их территория была известна как Кафиристан («страна неверных»). Однако после завоевания их труднодоступных земель афганским эмиром Абдуррахманом в 1896 году местное население было обращено в ислам, а их территория получила новое название – Нуристан («страна света»).
В отличие от нуристанцев, калаши не подвергались насильственным обращениям в ислам, однако заметная часть калашей все же приняла ислам, при чем этот процесс заметно ускорился именно в 20 веке и продолжается сегодня. Примечательно, что калаши-язычники носят преимущественно мусульманские имена, характерные для других народов Пакистана и Афганистана. В их легендах фигурируют имена исламских пророков и праведников. Мужская одежда у них также ничем не отличается от традиционной мусульманской одежды пакистанцев. Однако женщины не покрывают головы и носят платья ярких расцветок.
“Если бы это было так, сегодня вы бы не нашли меня одетой в этот наряд”, – указывает Сайед Гюль на ее типичное калашское платье, когда ее спрашивают о проблеме принудительного обращения калашей в ислам. Образованная женщина, изучавшая археологию в университете и работающая в настоящее время администратором в Читральском музее, госпожа Гюль продолжает рассказ, вспоминая, как она провела четыре года своей студенческой жизни в глубоко религиозной мусульманской семье, но они не говорили с ней о ее калашской религии. Она добавила, что ни одна из ее мусульманских подруг в колледже для девочек никогда не обсуждала ее религию, и так же было, когда она училась в Университете Хазара.
Она высоко оценивает мусульманское население, проживающее в трех долинах, традиционно населенных калашами – Бурбурате, Бирир и Румбур – за их приветливое отношение к ее народу. Она сказала, что, согласно последней переписи населения, численность населения калашей во всех трех долинах составила 3800 человек по сравнению с 12 000 мусульманами, но большинство никогда не препятствовало их религиозным ритуалам.
В настоящее время языческая религия, привлекающая внимание многочисленных европейских туристов, находится под защитой пакистанского правительства, опасающегося вымирания туриндустрии в случае окончательного обращения населения в ислам.
Вазирзада Калаш, руководитель программы развития долин Аюн и Калаш, и Мухкамуддин, бывший председатель организации, говорят о том, что каждый, кто хочет увидеть практическое проявление межконфессиональной гармонии в ее наилучшей форме, не найдет лучшего места для посещения, чем долины калашей, где мусульмане и калаши живут в идеально мирной атмосфере, обеспечивающей сосуществование. Они признают тот факт, что калашский народ постепенно численно убывает по причине обращения в ислам, но заявили, что этот процесс невозможно остановить из-за воздействия социальной среды.
В школах дети калашей и мусульман учатся в смешанных классах по одной и той же учебной программе, у одного учителя и играют на одной и той же площадке. “Дети калашей невольно принимают нормы мусульманского большинства, начиная с начальных классов. В школах они одеваются так же, как и мусульмане.”
Основы ислама преподаются в школах как обязательный предмет, что формирует их склонность к исламу. Одним из факторов в этом отношении также можно считать совместное обучение в государственных средних школах долин Румбур и Бирир, а также в средней школе долины Бумбурате.
Они выразили сожаление по поводу того, что были упразднены начальные школы для калашей, которые были созданы много лет назад во всех долинах, и в настоящее время там обучаются также мусульманские дети. Они заявили, что на начальном уровне детям калашей должна быть предоставлена исключительная среда, а также преподаватели из их собственной общины, чтобы они могли сохранить суть своей религии и культуры.
Сотрудник районного управления образования Ихсанул Хак подтвердил, что учащиеся обоих полов и общин обучаются в одних и тех же школах. Он заявил, что в школах долины не могут начать преподавать этику (вместо основ ислама – Исламосфера), так как государство не предоставляет бесплатные учебники. Что касается отмены калашских классов начальной школы, он сказал, что в отдельной школе для калашей не было никакой необходимости.
Начальник местного отделения полиции Мансур Аман сообщил, что согласно полицейским сводкам, ни одной жалобы на принудительное обращение калашей в ислам не поступало. “Те калаши, которые обращаются в ислам, осуществляют свое конституционное право на изменение религии”.
Сайед Гюль сказала, что калаши чувствуют себя в большей безопасности, чем когда-либо прежде, поскольку и их мусульманские соседи, и государственные учреждения заботятся о них, и никто из посторонних не может осмелиться их запугать. Она сказала, что в настоящее время появились сотни калашских девушек, которые обучаются в разных вузах города, а охват детей калашей школьным образованием достигает почти 100%.
По материалам Chitral News