Афганцы вновь соприкоснулись со своим утерянным наследием

Историки и художники приветствовали новую выставку, организованную американским ученым в афганской провинции Герат. Майкл Барри собрал образцы средневековых миниатюр знаменитой гератской школы, выставленных в музеях Европы, Канады, США, Турции, Египта и Индии. Он напечатал изображения высокого разрешения на металле, что позволило ему демонстрировать репродукции миниатюр за рубежом.


Майкл Барри, специалист по восточным цивилизациям, сказал: «Когда я видел эти разнообразные произведения в музеях по всему миру, я начал думать о том, как грустно, что сами афганцы не могут увидеть свое собственное культурное наследие».

“Поэтому я начал создавать коллекцию изображений при содействии американского Института исследований Афганистана в Бостонском университете и в сотрудничестве с посольствами США и Франции в Кабуле.

“Потребовалось несколько лет, чтобы собрать их, напечатать в Париже, а затем создать выставку в Герате, но интерес был колоссален”.

“Посетители были очень и очень глубоко тронуты. Они хотели понять, чего добились их предки”.

Выставка Майкла Барри открылась в исторической цитадели Герата, в центре восточного города, в декабре прошлого года.

Работы будут выставлены до конца февраля, хотя в настоящее время ведутся переговоры о том, чтобы выставка стала постоянной. Вторая выставка планируется в марте в Кабуле, во время весеннего праздника Навруз.

Источник фото: Sodaba Ahrari / iwpr.net

Источник фото: Sodaba Ahrari / iwpr.net

Древний центр искусства

Империя Тимуридов процветала в Центральной и Южной Азии с конца 14 до начала 16 века.

На протяжении 15-го века Герат, третий по величине город современного Афганистана, был столицей этой империи, и именно в этот период там создавались некоторые из самых выдающихся книжных миниатюр в истории мусульманского мира.

Барри, ранее работавший в Принстонским университете, а теперь в Американском университете Афганистана, сказал, что после гибели династии Тимуридов большая часть произведений искусства, в конечном итоге, была вывезена в такие страны, как Иран, Турция и Индия.

Во многих музеях, в которых выставляются эти миниатюры, их зачастую приписывают современному Ирану, потому что Герат принадлежал обширному региону Хорасана, большая часть которого ассоциируется сегодня с северо-восточными районами Ирана. Кроме того, этот регион считается одной из колыбелей персидской поэзии и культуры, получившей дальнейшее развитие именно в Иране.

“Герат был крупным центром искусства в восточной части исламской цивилизации,  в которой создавались некоторые из важнейших миниатюр всего мусульманского мира”, – сказал он.

“Крайняя утонченность этого искусства невероятна. Каждая скала и дерево в нем имеют аллегорическое значение.

“Например, если на какой-либо из этих картин вы видите плоское дерево в разноцветной осенней листве, опирающееся на одну из фигур, то оно символизирует Древо жизни, благоговейно склоняющееся перед тем или иным святым персонажем”.

“Этот сложные коды были в значительной степени созданы гератской школой 15-го века, а затем в 16-м веке стали образцом для подражания в Иране, Турции и Индии”.

“ Конфискация этих [произведения искусства иностранными государствами] не имеет аналогов в мире. В результате, современные афганцы почувствовали себя приниженными в культурном отношении”.

“Моей мечтой было вернуть часть афганской цивилизации, часть ее культуры на родину и рассказать простым людям о том, как необычайно их наследие”.

Губернатор Герата Мохаммад Асиф Рахими назвал выставку замечательным успехом для Афганистана. Он признал, что культурное наследие города нуждается в более широком признании как внутри страны, так и на международном уровне, а также сказал, что Барри некоторым образом выполнил эту задачу.

“Каждая из этих миниатюр несет в себе богатую информацию и имеет огромную художественную ценность”, – сказал он. “О каждом произведении нужно написать целую брошюру, чтобы каждый интересующийся мог понять его историю и его достоинства”.

Директор департамента по информации и культуре Герата Ариф Рауфиян также охарактеризовал работу Барри как важный шаг к возрождению понимания Афганистаном своего богатого художественного наследия.

Он отметил, что сборник предоставил феноменальную возможность изучения работ Камал ад-Дина Бехзада, который родился в 1465 году в Герате.

“Эта коллекция произведений эпохи Тимуридов – прекрасный способ связать сегодняшний Герат с нашим прошлым”, – сказал он.

Школа Бехзада. Ширин смотрит на портрет Хосрова. Герат. 1495 Британский музей.

Школа Бехзада. Ширин смотрит на портрет Хосрова. Герат. 1495 Британский музей.

Проблемы искусства в современном Герате

Приветствуя выставку, другие должностные лица, учителя и художники Герата предупредили, что статус города как центра культуры, все же, находится под угрозой.

Шариф Ахмад Хайдари, руководитель художественной школы Камал ад-Дина Бехзада, сказал, что поддержка изобразительного искусства в провинции находится в упадке. Падение спроса на картины, продаваемые школой и другими учреждениями, стало явным показателем того, что интерес публики к искусству ослаб.

“Если мы сравним сегодняшнее положение с тем, что было 7-8 лет назад, мы увидим, что наша привязанность к искусству и понимание нашего искусства сильно обеднело”, – сказал он.

Султан Ахмад Нурзай, который занимается керамикой в течение последних 40 лет, также сказал, что Герат рискует потерять свое положение в мире искусства.

Он сказал IWPR: “Состояние искусства в провинции Герат далеко не удовлетворительно, и многие художники сейчас либо занимаются другими профессиями, либо работают за рубежом”.

Местный художник Райхана Акбари призвала правительство сделать больше для решения проблемы упадка.

Она призвала Министерство информации и культуры проводить семинары, а также организовывать регулярные международные выставки для популяризации города.

”Если ни общественность, ни государство не ценят наше искусство, это обескураживает художников провинции”, – утверждала она.

Искусствовед Абдул Гани Нексайр согласился с этим, заявив, что для усиления художественной жизни Герата требуются инвестиции.

“К сожалению, наше сегодняшнее положение не сравнимо с эпохой Тимуридов. Многие искусства, например, изготовление изразцов и миниатюра, которые были в то время на высоте, оказались утрачены”.

Строительство крепости Хаварнак. Школа Бехзада. Герат. 16 век.

Строительство крепости Хаварнак. Школа Бехзада. Герат. 16 век.

По материалам статьи Содабы Ахрари / Institute for War & Peace Reporting

Комментарии