Божественная эстетика в Институте исламских искусств Таиланда

Мастер Сулейман окунает кисть в бутылку с чернилами и проводит ею по листу бумаги. Его движения уверенные и ловкие, кажется, что он затаил дыхание. Мгновение, и на бумаге появляются буквы арабского алфавита.


«Мы поместили в чернила шелковые нити», – говорит Сулейман. «Это древняя техника, восходящая к временам нашего Пророка (САВ), которая не дает чернилам свернуться».

На выставке в Институте исламского искусства Таиланда мастер Сулейман, демонстрировал таинство классической арабской каллиграфии. Он выводил на бумаге арабским шрифтом тайские имена посетителей выставки, которые желали сохранить у себя кусочек древнего искусства. К удивлению посетителей, во время работы он успевает достать свой телефон и показать видео, где он специально для короля Рамы Х пишет его имя, во время посещения королем ярмарки в честь Мавлида в прошлом году в Бангкоке. Сам Сулейман – таец, выросший в Саудовской Аравии и получивший образование в Малайзии.

Мастер Сулейман – эксперт арабской каллиграфии

Институт исламского искусства Таиланда, был основан около года назад группой мусульманских художников, включая мастера Сулеймана и нескольких немусульманских исследователей. Здесь проводятся лекции, семинары и выставки, посвященные продвижению исламской эстетики. Недавно были организованы уроки по арабской каллиграфии, рукописному орнаменту и истории исламского искусства. Кроме того, демонстрировалось древнее тайское искусство «лай род нам», которое часто использовалось для украшения местных храмов. Эти уроки вызвали живой интерес, как мусульманской, так и немусульманской части населения.

Фрагмент рукописного Корана

Мастера института также приняли участие на Неделе дизайна в Бангкоке, организованной Творческим и дизайнерским центром Таиланда. Часть мероприятий проходила в так называемом Зеленом Доме, который принадлежит Институту исламских искусств.

На церемонии открытия Сирипонг Толеб, который является одним из основателей института, сказал, что «Пророк Мухаммад (САВ) говорил, что люди будут восхищаться исламом не только из-за его учения, но и за прекрасные манеры мусульман». Он также отметил, что «Исламское искусство является частью красоты религии, и мы хотим, чтобы у каждого человека была возможность восхищаться этим искусством и научиться ему».

Кроме того, Сирипонг Толеб рассказал посетителям мероприятия о том, что на данный момент Институт исламских искусств Таиланда работает над проектом первого в истории тайского издания рукописного Корана. На сегодняшний день мастер Сулейман, мастер Воррапой Ваявета и мастер Шариф Толеб закончили работу по написанию текста и оформлению первой части Священного Корана.

Выставка исламского искусства

Зеленый дом, к котором располагается Институт исламских искусств Таиланда

Как отметил один из сотрудников института Сунити Чутамас, изучавший археологию в Иордании, исламское искусство начало формироваться в VII веке, но в то же время, переживало влияние искусства более ранних периодов, таких как византийский и персидский. На времена Аббасидов приходился расцвет исламской науки и искусства на Ближнем Востоке. Далее Османская империя и империя Моголов усовершенствовали и развили различные дисциплины художественного творчества.

В целом, по словам Сунити, исламское искусство основано на вере в единого Бога, в связи с чем в ней преобладает геометрическая и графическая эстетика. Однако, в силу распространения ислама на различные территории от Китая до Юго-восточной Азии и дальше, исламское искусство вобрало в себя и элементы местных культур.

Обычно термин «исламское искусство» связывают с Ближним Востоком и, сегодня, лучшие произведения исламского искусства встречаются, в основном, в Турции и Иране. Однако мусульмане из других частей мира, такие, например, как малайцы или же китайские мусульмане, вкладывают в свои произведения и свои собственные художественные инстинкты. Фактически, характер исламского искусства становится сильнее, когда он адаптируется под влиянием местных культурных особенностей. Например, мечети, построенные в период Аюттхая, имеют множество сходных декоративных деталей с буддийскими храмами. Также в качестве примера можно привести картины китайско-мусульманского художника Чиангмае, в которых наблюдается минимализм, характерный для китайского искусства.

Золото на шелке, микс исламского и тайского художественных приемов

На данный момент в институте исламских искусств ведутся работы по сохранению арабских стихов, написанных на пальмовых листьях. Эти и другие артефакты были обнаружены в Зеленом Доме, где с 1950 года жил второй Шейхульислам Таиланда Туан Суваннасрат.

Тайское имя Чанат, написанное арабскими буквами

По материалам Бангкок Пост

Комментарии