Взлет и падение ислама в богатом китайском портовом городе

Прибрежная провинция Фуцзянь всегда была местом встречи различных культур и зарубежных влияний. Неотъемлемой частью местной культуры являются буддизм, даосизм и самые разные народные верования. Расположение Фуцзяни на пересечении важных торговых путей также способствовало укоренению здесь еще в VII веке ислама, который был принесен в этот регион мореходами из Южной Азии и Ближнего Востока, а затем также воинами из Средней Азии. Однако сегодня уже мало, что может напомнить о богатой исламской истории этого региона.


Ислам сыграл ключевую роль в истории Фуцзяня, но сегодня мусульмане этой провинции весьма немногочисленны. Согласно официальной статистике, в Фуцзяне проживают 110 тысяч представителей народа хуэй (общее количество в Китае – 10.5 млн.). Народ хуэй является одним из главных мусульманских меньшинств в Китае.

Мечеть Фуцзяня хорошо напоминает о том влиянии, которое ислам когда-то имел в этом городе. Она расположена напротив конфуцианского храма в процветающем районе, всего в одном квартале от популярной пешеходной торговой улицы.

Это здание, построенное в период пяти династий (907-960), фактически выполняло функции буддийского храма. В последующие столетия оно постепенно перестало использоваться и, в конце концов, во время династии Юань (XIII-XIV вв.) было преобразовано в мечеть. Согласно историческим источникам, первоначально она, скорее всего, использовалась армией Испах, организацией мусульман-шиитов, базировавшейся в Фуцзяне. Они выполняли роль своего рода миротворцев и обеспечивали безопасный проход персидских торговых караванов в Фуцзянь.

Каменные плиты с именами и титулами людей, финансировавших ее строительство. Источник фото: tripadvisor.ru

Каменные плиты с именами и титулами людей, финансировавших ее строительство. Источник фото: tripadvisor.ru

После того, как первоначальное здание мечети было уничтожено пожаром в 1541 году, потомок посла царства Каликут на юго-востоке Индии, собрал пожертвования для восстановления здания. Согласно «Истории Мин», историческому труду, написанному учеными при дворе следующей династии Цинь в XVII веке, мусульмане составляли половину населения Каликута (современный город Кожикоде в штате Керала) и осуществляли трансграничную торговлю с империей по многочисленным морским путям.

Мечеть Фучжоу пережила династию Цинь, но была разрушена в 1955 году, через шесть лет после прихода к власти коммунистической партии. После этого мечеть была восстановлена вновь, однако уже в меньших масштабах. Хотя многие впечатляющие гравюры, каменные таблички и деревянные надписи мечети были уничтожены во время культурной революции, некоторые из них со временем были восстановлены. Белые стены и черная черепица на крыше придают нынешнему внешнему виду мечети утонченную элегантность, которая типична для исторических достопримечательностей Южного Китая. К сожалению, величие мечети затмевает пристроенная к ней огромная и примитивная башня, построенная в арабском стиле, которая выглядит совершенно неуместно.

Во дворе мечети много китайских каменных надписей, датируемых серединой XVI века. Там перечислены имена и титулы людей, которые спонсировали мечеть во времена династии Мин. Таблички обнаруживают интересный факт: в то время, как мечети в других регионах Китая почти всегда финансировались так называемыми простолюдинами, например, богатыми купцами или особо благочестивыми крестьянами, восстановление мечети Фучжоу финансировалось китайскими морскими офицерами.

В эпоху династий Юань и Мин Фучжоу являлся местом расположения мусульманских военных офицеров, которые были посланы туда, чтобы служить императору. Они стали частью касты «сему», так монголы называли выходцев из Средней Азии.

Потом настала эпоха династии Цинь. Когда циньское правительство запретило зарубежную торговлю, мусульманское население Фучжоу начало сокращаться. В этот период единственными, кто следил за мечетью, были мусульманские чиновники, тогда как местные жители сняли с себя эту обязанность. К 1912 году, когда последний император из династии Цинь отрекся от престола и к власти пришел Гоминьдан, в городе почти не осталось мусульман; большинство их ассимилировались ханьцами и отказались от своей веры.

Вид изнутри мечети города Фучжоу. Источник фото: sixthtone.com

Вид изнутри мечети города Фучжоу. Источник фото: sixthtone.com

Напоследок приведем одну историю, которая хорошо показывает, как огромное исламское наследие города Фучжоу кануло в лету. Это история Са Чжэньбиня, мусульманского морского офицера, который в составе циньского военно-морского флота принимал участие в первой китайско-японской войне 1894-1895 годов. Он был потомком Са Лабу-ха, который занимал высокий пост при дворе монгольского хана и императора из династии Юань – Хубилая.

Отец Са Чжэньбиня был главой некогда великой семьи, которая пришла в упадок. Тем не менее, Са Чжэньбиню удалось высоко продвинуться по военной службе. Хотя его предками были мусульмане, сам он исповедовал буддизм. Уже в зрелом возрасте он основал буддийский госпиталь, известный как Госпиталь традиционной китайской медицины города Фуцзяня. Он предоставлял бесплатное лечение беднякам и буддийским монахам. Среди жителей Фуцзяня Са Чжэньбинь известен благодаря своей благотворительной деятельности, нежели военным подвигам.

В 1950 году во время Корейской войны, когда китайская армия заняла Сеул, он написал стихотворение, выражавшее радость в связи с победой Китая над американскими войсками: «Независимо от того, насколько глубока вода, дракон идет вперед. В конце концов, наступит день, когда он поднимет голову и снова вздохнет».

Эти слова раскрывают общее для многих иностранных культур в Китае явление ассимиляции. В ходе ассимиляции эти народы начинали ставить интересы родины выше своей этнической и религиозной идентичности. Мы видим это на примере жизни последнего великого моряка Фучжоу, который имел мусульманское происхождение и был родом из касты “сему”, но всю свою жизнь исповедовал буддизм, и, в конце концов, стал известным китайским националистом.

Мечеть Фучжоу. Источник фото: tripadvisor.com

Мечеть Фучжоу. Источник фото: tripadvisor.com

Ма Тэ / sixthtone.com

Комментарии