Выставка “Человеческий образ в исламском искусстве” в Дании

В Музее Давида в Копенгагене открылась выставка «Человеческий образ в исламском искусстве: святые, принцы и простые люди», которая будет работать до 13 марта 2018 года.

На выставке представлены 75 шедевров исламского искусства, на которых изображены люди и человекообразные мифические существа.

«Многие считают, что в исламе запрещено изображать людей, и эта практика считается неоднозначной в исламской культуре», – сказал куратор выставки. «Хотя экстремисты и уничтожали изображения и скульптуры, изображавшие человека, имеется множество произведений искусства, которые демонстрируют человеческое тело в качестве ведущего образа».

Внешний вид героев этих произведений отличается друг от друга, в зависимости от того, запечатлены ли они на страницах книг, в особенности, в книжной миниатюре, или на керамике, металлических изделиях, тканях, коврах и даже архитектурных сооружениях.

Дервиш пересекает реку на ковре / Источник фото: www.davidmus.dk

Выставка сосредоточила внимание на различных способах изображения человека в исламском искусстве, в том числе в декоративно-прикладном искусстве, анатомических изображениях, сделанных с научной целью, а также символов.

В пресс-релизе музея указано, что большинство изображенных в исламских произведения искусства образов – это высокопоставленные деятели, обличенные властью представители правящего класса, принцы и придворные.

Также обращается внимание на то, что на изображениях присутствуют фигуры, являющиеся общими для различных религий. Имеются изображения пророка Нуха (Ноя), Марьям (девы Марии) и Сулеймана (царя Соломона). На некоторых произведениях изображен даже Пророк Мухаммад, в особенности, если они посвящены теме Ми’раджа и Исры – чудесного перенесения Пророка из Мекки на Храмовую гору в Иерусалиме и последующему вознесению на седьмое небо. Также существуют изображения его двоюродного брата и зятя, четвертого халифа Али б. Аби Талиба.

Одной из главных тем выставки является также то, каким образом мусульманские художники изображали женщин. Среди работ также имеется целая серия изображений, на которых представлены экзотические и чудесные антропоморфные существа.

Часть работ – это собственная коллекция музея, обладающего достаточно большим собранием произведений исламского искусства, тогда как другие экспонаты выставлены впервые после того, как музей получил недавно прекрасный экземпляр рукописи «Бустана» Саади, в котором имеется изображение дервиша, пересекающего реку на ковре. Также на выставке впервые представлены миниатюры из книги «Нахдж аль-фарадис» булгарского ученого Махмуда б. Али аль-Булгари с изображением вознесения Пророка Мухаммада не небеса.

Глазурная чаша. Имя мастера: Абу Зейд. Иран, Кашан. Прим. 1204 г.
Мужчина и женщина изображены элегантно, но несколько схематично в неопределенной обстановке, наполненной виноградными лозами и птицами. Оба имеют круглые лица с пухлыми подбородками, и изящно очерченные брови, носы и маленькие рты. Глаза узкие и слегка раскосые. Оба являются выражением нового тюрко-монгольского идеал красоты, который стал доминировать на значительной части Ближнего Востока, начиная с 11 века и во многом сохранялся вплоть до 17 века, хотя большая часть населения принадлежала к более европеоидному типу / Источник фото: www.davidmus.dk

Шелковая ткань из Индии. 1600-1620
Эта ткань украшала стены в большом княжеском шатре. На ней изображен музыкант, возможно танцовщик, играющий на тарелках. Он стоит в нише и одет в зеленую мантию, имеет пояс вокруг талии и элегантно обернутую вокруг рук шаль. На нем может быть прозрачная блуза, края которой видны прямо над локтями и на шее, но это могут быть и просто ювелирные изделия, такие как браслеты, ожерелье и серьги. Тюрбан – это типичный головной убор для того времени, который носили в Могольской Индии / Источник фото: www.davidmus.dk

Комментарии