В Мосул возвращается культурная жизнь

Спустя три месяца после того, как ИГИЛ был вытеснен из своей твердыни в Мосуле, этот город на севере Ирака стремится вернуть себе когда-то бившую ключом культурную жизнь.

Местный житель, профессор университета и фотограф Али аль-Баруди заявил, что восстановление до сих пор идет “быстро и оживленно”, жители стремятся побыстрее забыть об “идеологии угнетения”, навязанной так называемым Исламским государством Ирака и Леванта (ИГИЛ, организация запрещена на территории Российской Федерации – Исламосфера).

“Мосул известен своей терпимостью и открытостью”, – сказал Баруди корреспонденту канала Аль-Джазира.

“Это город, который сочетает в себе все многообразие иракского общества в одном месте”, добавил он, сославшись на 2,5 миллиона жителей, в том числе суннитов, шиитов, христиан, шабаков, туркмен и курдов.

За три года разгула ИГИЛ в Мосуле уникальная культура этого города сильно пострадала.

 

Сожжение книг

Шакир Мустафа, профессор, выросший в Мосуле и в настоящее время преподающий в Северо-Восточном университете в США, сказал, что поджоги библиотек, кинотеатров, театров и книжных магазинов боевиками ИГИЛ проводились ими как тщательно спланированные акции устрашения населения:

“Они сжигали библиотеки в мечетях, невзирая на протест населения, даже когда имамы и другие видные члены общины сообщали им о ценных рукописях, в том числе и о рукописях Корана».

“Не менее ужасным является то, как ИГИЛ терроризировал город, запрещая все культурные мероприятия, такие как чтение стихов, музыка, танцы и пение. Отдельные лица и группы подвергались групповым расправам за то, что ИГИЛ считал преступлениями, например, за обмен кинофильмами, музыкальными компакт-дисками или просто за прослушивание песен или просмотр телевизора”.

Тахсин Хаддад, глава Союза художников Мосула, сказал, что до прибытия “банды ИГИЛ” город проводил множество культурных мероприятий, в том числе выставки, спектакли и кинопоказы.

“После того, как экстремисты и такфиристы захватили город, они отказались от всего, что связано с красотой и искусством” – сказал Хаддад, отметив, что большинство художников бежали из города. Сам Хаддад только недавно вернулся в Мосул после того, как в течение последних трех лет прожил в Эрбиле, столице курдского региона Ирака.

 

Духовная традиция

Мустафа Шакир сказал, что Мосул был построен на прочных культурных традициях и устоях средневековья:

“Выдающиеся дома были известны тем, что служили салонами для элиты и общественности, чтобы они могли собираться вместе и чествовать писателей, художников и интеллектуалов, будь то местные жители или приезжие из-за рубежа”.

Одним из самых известных мест Мосула был книжный рынок на улице Наджафи, объединявший старинные частные библиотеки жителей города.

Мосул также традиционно известен своим религиозным благочестием. Как сказал Хаддад, святые места, так называемые “макамы” Мосула и Ниневии, даже более знамениты, чем многие святые места, расположенные в Багдаде, Киркуке и Дияле. Каждый четверг вечером здесь устраивались духовные собрания с музыкой, молитвами и песнопениями.

По словам Мустафы, при ИГИЛ публичные собрания были запрещены и считались преступлениями, за которые наказывали смертной казнью. Но это не помешало людям собираться вместе, чтобы втайне обсуждать литературу и искусство.

Библиотека Мосульского университета была уничтожена во время боев против ИГИЛ [Ахмед Джадалла/Reuters]

Библиотека Мосульского университета была уничтожена во время боев против ИГИЛ [Ахмед Джадалла/Reuters]

Мосульский университет при ИГИЛ

Когда ИГИЛ захватил город летом 2014 года, одним из первых шагов этой группировки было закрытие Мосульского университета, созданного полвека назад и считавшегося одним из важнейших вузов Ирака.

“Когда университет был впервые создан, это было самое большое академическое учреждение на Ближнем Востоке в то время” – сказал Баруди.

“Он предоставлял свои услуги не только исследователям, работавшим в университете, но и студентам из других стран и арабского мира, например, из Иордании, Палестины, Йемена и Судана, которые посещали университет с 1980-х годов по 2003 год”.

В конечном итоге, ИГИЛ вновь открыла медицинские, аптечные, стоматологические и акушерские школы, поскольку они нуждались в их ресурсах, особенно в военное время. Группировка также разрешила принимать студентов по двум из одиннадцати гуманитарных специальностей: «Арабский язык» и «История».

Однако количество абитуриентов было настолько низким, а в некоторых случаях совсем незначительным, что ИГИЛ был вынужден снова закрыть эти факультеты.

Аби ад-Дивахджи, ректор университета Мосула, сообщил “Аль-Джазире”, что принадлежавшая университету Центральная библиотека “была лучшей библиотекой Ирака в современности”.

“Она была хранилищем для книг, программ, источников, научных журналов, собиравшихся на протяжении десятилетий. Несомненно, Мосульский университет понес наибольшую потерю” – сказал ректор университета.

В марте 2016 года библиотека оказалась мишенью для авианалетов возглавляемой США коалиции.

“Со стороны библиотека выглядела так, будто она была полностью разрушена”, – сказал Баруди. “Внутри мы нашли неразорвавшуюся ракету, а два этажа были повреждены.”

Затем, в январе 2017 года, через несколько месяцев после того, как президент Ирака Хайдер аль-Абади объявил о поддерживаемой США операции иракской армии по освобождению Мосула, боевики ИГИЛ подожгли библиотеку.

Это было частью их тактики по использованию дымовых завес, которые должны были создавать препятствия для их противников. Баруди отметил, что игиловцы также сожгли библиотеки, принадлежащие и другим колледжам университетского кампуса, в которых содержалось свыше миллиона книг.

 

Студенты Мосульского университета гуляют за пределами кампуса в Мосуле в июле [Халид аль-Мусили/Reuters]

Студенты Мосульского университета гуляют за пределами кампуса в Мосуле в июле [Халид аль-Мусили/Reuters]

Возрождение культуры

Несмотря на годы насилия, смерти и разрушения, жители принимают активные меры для восстановления культурного богатства Мосула.

Союз художников провел свою первую конференцию 15 июля, сказал Хаддад, и отдельная встреча была проведена для воссоединения художников после их трехлетнего отсутствия в городе.

“Мы обсудили роль художника в борьбе с идеологией ИГИЛ через произведения искусства и другие творческие инициативы”, – сказал он. “Деятели проводят много мероприятий в таких местах, как университетский стадион, школы и даже на улицах, например, выставки изобразительного искусства и музыкальные представления.”

В августе Мосул провел международный молодежный фестиваль, за которым в начале сентября последовал детский фестиваль. 9 сентября возле центральной библиотеки состоялся фестиваль чтения.

“Это была первая открытая для всех площадка, которая была организована после освобождения города”, – сказал 25-летний студент-переводчик Абделькарим, присутствовавший на фестивале чтения. “Организаторы постарались на славу, чтобы показать, что город все еще жив, и показать, что [жители Мосула] отказываются сдаваться.”

«Тем не менее, несмотря на такие позитивные сдвиги, учиненное ИГИЛ опустошение оказалось глубоко» – добавил он.

По словам Баруди, «особую роль в процессе исцеления предстоит сыграть литературе».

“Литература – это отражение общества, его традиций, обычаев и событий”, – сказал он. «Авторы из Мосула, такие как Нозат Шамдин [писавший о бедственном положении курдов-езидов] и Гада Расул, воспроизводили жизнь при ИГИЛ в своих романах».

Однако его итог прозвучал оптимистично: “Уверен, что мосульская литература будет процветать дальше и родит поэтов и писателей, которые будут выражать свои мысли о том, что произошло с их городом.”

По материалам сайта aljazeera.com

Комментарии