Пакистанский этно-джаз в исполнении ансамбля “Сачал” из Лахора

В 1977 году в Пакистане пришел к власти консервативный исламский режим Зия уль-Хака, который запретил практически всю светскую музыку. Эта репрессивная политика нанесла удар по жителям Лахора, традиционно считавшегося музыкальной столицей Пакистана, оставив множество музыкантов без работы и вынудив их скрываться.

В начале 2000-х пакистанский миллионер Иззат Маджид объединил остатки музыкальных кругов Лахора в своей студии Sachal, попытавшись восстановить утраченное музыкальное наследие. Под влиянием своего детского увлечения американским джазменом Дэйвом Брубеком он создал ансамбль Sachal, который соединил черты традиционной пакистанской музыки с западной поп-музыкой и джазом.

Во время своих недавних гастролей в США, выступая в Саратоге, ансамбль в течение 70 минут исполнил смесь традиционной пакистанской музыки, оригинальных композиций Маджида и дирижера Нидат Али, а также несколько западных мелодий.

Открыв концерт чисто пакистанским фольклорным выступлением, ансамбль сыграл мелодию из  знаменитого мюзикла Роджерса и Хаммерстайна шоу мелодию “Один зачарованный вечер” (Some Enchanted Evening), так что зрители могли впервые услышать, как виртуозно ансамбль владеет классическими темами западной джаз-музыки. Далее прозвучали другие мелодии, такие как композиция Мишеля Леграна “Ветряные мельницы твоего ума” (Windmills of Your Mind), тема Генри Манчини “Розовая Пантера” и классика Бена Кинга “Стой рядом со мной” (Stand by Me), следовали четкому образцу.

Фортепиано и электрическая бас-гитара исполняли основную тему, задавая основу структуры каждой мелодии,  что позволило перкуссионистам, флейтисту Бакару Аббасу или мастеру «саранги» (индийский струнный смычковый инструмент – Исламосфера) солировать или добавлять к мелодии импровизации, уносящие зрителя из звуковой палитры западного полушария и ощутить себя в Южной Азии.

Хотя своим исполнением кавер-версий известных джазовых композиций ансамбль продемонстрировал, что может удачно смешивать западные мотивы с традиционной индийской музыкой, их оригинальные произведения еще лучше показали смешение культур. Песни Маджида “Шалимар” и “Лахорский джаз” опираются на мелодии, написанные под влиянием американских джаз-бэндов западного побережья 1950-х годов, однако в своей нынешней американской гастрольной программе они намеренно включили в них пакистанские классические и народные мотивы.

Комментарии