Прогулки по Каиру: от Цитадели до Дома египетской архитектуры

Каирский образовательный центр «Могавра» (Mogawra) организует ежемесячный пешеходный тур через сердце Каира, включая площадь Кал’а, Баб аль-Азаб, многочисленные исторические мечети и Египетский музей. Эта вдохновляющая экскурсия по центру Каира получила название «Прогулки по городу: охрана и восстановление памятников».


Прогулка началась с площади Кал’а, которая на протяжении многих веков была свидетелем бесчисленных исторических событий.

«Когда-то она называлась площадью Ар-Рамала [Песчаная Площадь], потому что была спрятана между двух возвышенностей: цитаделью Салах ад-дина и цитаделью Аль-Кабш. Таким образом, она всегда была засыпана песком», – пояснила наш гид Маисса Мустафа.

Эта площадь, расположенная в самом центре города, была свидетелем бессчетного количества исторических событий. Именно здесь всегда совершались торжественные шествия султана: в честь празднования Рамадана, в честь разлива реки Нил и в честь отправления махмаля [богато украшенный паланкин с кисвой внутри, который водружался на верблюда – Исламосфера] в Мекку. Здесь же состоялись свадьбы дочерей Султана Насира ибн Калавуна.

Во времена мамлюков площадь была местом проведения уличных цирковых представлений. По словам историка аль-Макризи, в XIV веке известный воздушный гимнаст по имени Яшбак прошел по канату, перекинутому через площадь от Каирской цитадели до мечети Султана Хасана. Здесь также проводились петушиные бои, борцовские поединки и выставки различных видов народного творчества.

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

Баб аль-Азаб

На другой стороне, напротив мечети Султана Хасана и мечети Ар-Рифаи находятся одни из самых старых ворот цитадели Салах ад-дина. Ворота Баб аль-Азаб были построены во времена правления мамлюков и восстановлены во времена правления хедива Исмаила. Они врезаны между двух башен, в которых имелись небольшие помещения, из которых выливалось кипящее масло – стандартная техника обороны того времени.

Ворота названы в честь Мухаммеда аль-Азаба, который был главой инкешарии – старшего офицерского корпуса османского cултана, который использовался Мухаммедом Али-пашой, чтобы избавиться от мамлюков.

«Согласно некоторым утверждениям, он был организатором кровавой резни, произошедшей в цитадели в 1811 году. Под предлогом того, чтобы попрощаться с солдатами, направляющимися в Левант, он заманил в цитадель мамлюков, затем приказал запереть эти ворота и умертвил 500 предводителей мамлюков. В живых остался лишь один из них. Мурад Бейх сумел перепрыгнуть через забор на своем коне и рассказал о произошедшей резне», – сказала Мустафа. «Народная память сохранила это событие как столь зверский акт насилия и жестокости, что кровь затопила весь район, из-за чего этот район был назван ад-Дарб аль-Ахмар (Красный район)».

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

Маршрут пешеходной прогулки с обоих сторон усеян изящными минаретами, каждый из которых представляет собой произведение искусства того периода, когда он был построен.

Здесь находится минарет Султана Хасана, также известный благодаря своему архитектурному совершенству как исламская пирамида. Минарет, построенный в XIV веке, имеет общую для османских мечетей форму заточенного карандаша.

Напротив минарета находится мечеть Аль-Махмудия, построенная в XVI веке правителем Египта того времени Махмуд-пашей.

«Он был известен своей жестокостью, и его обычно сопровождал “ашмави” [палач, который убивал любого, кто ослушивался правителя]. Впоследствии Махмуд-паша был убит таким же жестоким способом, который он сам применял к подданным. Интересно, что наименование [ашмави] дожило до наших дней и обозначает человека, который приводит в исполнение смертный приговор в тюрьмах», – рассказала Мустафа.

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

В нескольких кварталах от отеля находится бимаристан (госпиталь – Исламосфера) Шейха аль-Муайяда, который не так давно был отреставрирован и открыт для публики. Построенный в XIV веке, он является одной из немногих исламских реликвий, переживших модернизацию Каира в эпоху хедива Исмаила. Это стало возможным благодаря усилиям египетских и французских археологов. У правительства ушли годы на то, чтобы отреставрировать бимаристан, который был скрыт среди недорогого арендного жилья этого района.

Росписи в бимаристане Шейха аль-Муайяда напоминают росписи в храмах, сооруженных в честь древнеегипетского фараона Рамзеса II. Вход в бимаристан, построенный в 1412 году, украшен персидской каллиграфией, к которой также были добавлены два оттенка египетского синего [первый синтетический пигмент синего цвета, изобретенный египтянами в III тыс. до н.э. – Исламосфера]. Персидское слово “бимаристан” означает «место, где находится больной». В состав бимаристана входила больница, медицинская школа и школа фармацевтики.

На территории бимаристана также находилась суфийская обитель, известная как «ханака». Она была создана в качестве прибежища для суфиев, бежавших из Сирии во время монгольского вторжения в XIII веке. Это место было выделено для суфиев, которые не были египтянами. Они оставались там с целью молиться и учиться. Спонсировать подобные суфийские приюты в те времена было довольно престижно. С годами она была преобразована в текке, которое предоставляло бесплатное питание и жилье суфийским дервишам.

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

В пяти минутах ходьбы находится совершенная модель здания XVIII века. Дом египетской архитектуры, построенный в османский период и сохранивший следы мамлюкской архитектуры, первоначально принадлежал Амру и Ибрагиму аль-Малатили. В 1930-е годы он был известен как Дом художников. Там работали такие египетские художники как Рагеб Айяд, Рамсис Юнан и Сахди Абдель Салам.

До 1989 года он хорошо сохранился, потому что в этом доме вплоть до своей смерти жил Хасан Фати, носивший негласный титул «Шейх архитекторов». Тем не менее, по инициативе архитектора Эссама Сафи ад-Дина, дом был восстановлен и превращен в Музей египетской архитектуры.

В этом трехэтажном здании в настоящее время находится музей, посвященный памяти архитекторов Хасана Фатхи и Рамзеса Висса Васефа, а также истории местной архитектуры. Посетители увидят здесь модели и редкие фотографии, а также египетские открытки, возраст которых составляет несколько веков.

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

Источник фото: Amira El-Noshokaty / english.ahram.org.eg

Амира Ношокати / english.ahram.org.eg

Комментарии