Современное египетское искусство: граффити, фотографии и комиксы

Говорят, что роль художников заключается в попытке выразить то, что переживает общество в данный момент своей истории. Эмоции, настроения, личная борьба и коллективные тяготы народа неизменно находят отражение в произведениях художников.

В Египте, который пережил множество потрясений на протяжении всей своей истории, искусство привлекательно для потребителя во всех его формах. Однако египетское искусство постоянно остается предметом многочисленных споров с начала ХХ века, когда оно начало формироваться в его современном виде.  Возникла дилемма между «колониальным импортом», своеобразным элитным проектом, и подлинным выражением национальной сущности египтян.


Источник фото: Eslam Abdel Salam

Египетское искусство ждет еще больших перемен

Новое поколение египетских художников сейчас в основном находится под сильным влиянием националистических настроений. Оно взяло на себя миссию  выразить через свои произведения именно историю своей страны.

Эксперты считают, что в следующем веке египетское искусство еще пройдёт через многие этапы перемен. Арт-мейнстрим в основном соответствует национальной идеологии, сопровождающей сменявшие друг друга политические режимы,  правившие в стране. От Насеровского революционизма до неолиберального капиталистического индивидуализма Садата и Мубарака – с сопровождающими их исламскими выражениями – египетское искусство стало воплощать ключевые аспекты национальных проектов, которые запускали эти режимы. Естественно, наряду с основным художественным направлением, также существовали и встречные течения, хотя они оставались весьма незначительными.

Со времени событий 2011 года эстетический язык, на котором говорили египетские творческие круги, несомненно, пострадал. Однако еще за десять лет до учреждения знаменитой галереи Таунхаус можно было заметить склонность прогрессивного арт-сообщества страны к децентрализации египетского искусства.

 

Каир и Александрия становятся центрами уличного искусства

Также именно с 2011 года в Египте наступает расцвет  уличного искусства в крупных городах. Особенно это касается Каира, но также Александрии и других городов, охваченных водоворотом этих событий. Изображения данного жанра объединяют темы из прошлого и настоящего в жизни Египта, они словно преодолевают пространство и время, в то же самое время, отразив события, происходившие на политической арене страны. Причём за последние три года увлечение граффити теряет свою прежнюю силу в Каире, в то время, как в Александрии, с ее сильным местным колоритом, напротив, произведения уличных художников становятся все более заметны во всех общественных местах города.

Нельзя не сказать, что помимо уличного искусства, современная египетская арт-сцена с 2011 года сталкивается с такими препятствиями, как отсутствие финансирования и государственная цензура. Однако многим молодым, независимым художникам по-прежнему удается проявлять активность. Кроме того, помимо галереи Таунхаус, в Каире появился Фестиваль современного городского искусства (D-CAF), который  призван  возродить город в качестве оживленного культурного центра.

Основанный в 2012 году, фестиваль с каждым годом набирает обороты. В первый год проведения его посетителями стали 2800 человек, а в 2016 году он привлек почти 10 000 гостей.

Как художники бегут от реальности

В новом творческом развитии современного египетского искусства можно наблюдать любопытное слияние сцен повседневной жизни с проявлением образов пространства, звездных систем и планетарных тел. Вот как комментирует эту тенденцию дуэт молодых художников – 27-летний Ахмед Шалаби и 25-летняя Сара Эведа: «Иногда художнику хочется просто отвлечься от реальности, отгородиться от этого мира, жить в котором становится все труднее. Творческому человеку остается лишь продолжать делать то, что он делал, чтобы избежать внутреннего кризиса».

Таким образом, центральной темой египетского искусства становится бегство от реальности.

Источник фото: Ahmed El Abi.

Взрывной интерес к фотоискусству

Ахмед Эль-Аби, фотограф и старший художественный директор JWT Каир, утверждает, что с 2011 года египетская арт-сцена стремительно продвигается вперед и привлекает больше внимания как на местном, так и на международном уровне. Он также подчеркивает, что в авангарде современного искусства Египта находятся произведения уличного искусства и фотографии.

В свою очередь, фотограф Эслам Абдель Салам, который кажется очень увлеченным своим делом, объясняет, что, выбирая мотивы для будущих снимков, он пытается выразить собственную индивидуальность, в то же самое время, концентрируясь на отношениях со своим окружением. В своей работе он пытается подчеркнуть универсальность бытия человека в этом мире. Фотография для Абдель Салама – это не пассивный акт фиксации окружающего мира, а активное вмешательство в него. «Я стараюсь задавать вопросы через мои работы, но это не означает, что я жду каких-то конкретных ответов», – говорит фотограф.

В целом интерес к фотографии как к форме искусства в Египте переживает в последнее время настоящий бум. «Я думаю, происходит некое возбуждение интереса к художественным формам выражения тех трансформаций, которые переживало египетское общество», – говорит Абдель Салам, – Современная египетская арт-сцена будоражит, она исключительная в своем роде, странная и многослойная».

Работа Нады аль-Бараки / Источник фото: egyptianstreets.com

Египтяне хотят учиться рисовать комиксы и фотографировать

Художник Нада Барака также считает, что общественность испытывает все больший интерес к искусству. «Арт-сцена активно развивается, у нас есть много всемирно известных художников, которыми мы гордимся. Кроме того, присутствует и новая оценка искусства со стороны египтян, однако я все еще считаю, что посещение музеев или художественных галерей должно стать частью нашей повседневности, чего пока, к сожалению, не наблюдается», – сказала она. Нада Барака отмечает, что в разных аспектах египетское искусство переживает как подъемы, так и падения. «Несмотря на то, что активно развивается индустрия художественных школ, преподаватели многих из них недостаточно квалифицированы, чтобы вести образовательную деятельность. Однако, по крайней мере, все больше и больше людей вовлекаются в мир искусства”, – объясняет Барака.

Комиксы художника Мохтара Зейна, в свою очередь, показывают, что египетская арт-сцена кардинально изменилась с 2011 года. В частности, художник отмечает активное развитие жанра взрослых комиксов, который привлекает к себе все больше интереса.  “Люди хотят рисовать, учиться рисовать, делать фотографии, граффити, – убежден Зейн. – Появилось много новых музыкальных групп, прорыв наблюдается также в сфере театра и кино, все эти области ожидают большие перспективы».

Современное искусство Египта, вне всякого сомнения, переживает любопытные изменения. Египетское пространство современного искусства не только по-прежнему чутко реагирует на политические, культурные и социальные изменения, но и ставит вопрос о том, насколько эти изменения влияют на формирование новых форм искусства.

Islamosfera.ru по материалам статьи Самира Шалаби на портале Egyptian Streets

Комиксы Мохтара Зейна / Источник фото: egyptianstreets.com

Комментарии