Старинный тунисский каллиграфический стиль находится под угрозой исчезновения

The Arab Weekly сообщает, что в Тунисе прошла выставка “Наш Кайруан – обращение к истокам искусства”, призванная возродить и популяризировать старинный национальный тунисский стиль арабской каллиграфии, который практически находится на грани исчезновения и нуждается во всемерной поддержке со стороны государства и граждан страны.


Хотя каллиграфия давно считается важной художественной дисциплиной в арабском мире, в последние годы прилагаются особые усилия по сохранению ее роли в культуре. В Тунисе каллиграфы подняли тревогу о том, что древний кайруанский каллиграфический стиль может исчезнуть.

”Мы пытаемся информировать людей о важности сохранения тунисского стиля арабской каллиграфии, который возник в городе Кайруан, а также продвижения других признанных стилей каллиграфии”, – сказал президент Тунисской ассоциации каллиграфии Абдессалем Беджауи.

“Не многие сегодня понимают, что Тунис имеет свой собственный стиль каллиграфии, который использовался в большинстве исторических религиозных документов, сохранившихся в настоящее время в Кайруане”.

“Мы хотели избежать шаблонного арабского почерка, чтобы он включал все виды почерков, которые не знакомы арабскому миру. Каллиграфия – это искусство, которое можно исследовать вместе с другими сферами искусства, такими как живопись, музыка и театр. Идея заключается в том, чтобы помочь развитию искусства каллиграфии ради его сохранения

Местный каллиграф Мохамед Анвар Трабелси отметил, что тунисский почерк, получивший популярность в Северной Африке в период между V-X веками, оказал значительное влияние на арабскую культуру.

“Кайруанский почерк – это школа каллиграфии, распространенная в Северной Африке. К Кайруану возводят и другие восхитительные стили. Например, каллиграфические почерки, используемые в Мали и Андалусии, восходят к кайруанской школе каллиграфии. Некоторые решили добавить больше к этому стилю больше плавности, как в Андалусии, а бедуины в Судане сохранили изначальную строгость”, сказал Трабелси.

“Тунисская каллиграфия, прославившаяся как  возникла во времена правления Хафсидов. Она также несет в себе влияние Италии, Андалусии и Востока, приходившее в Кайруан с волнами переселенцев”.

Как сказал Беджауи, подчеркнувший необходимость модернизации искусства, эта уникальная история символизирует мультикультурный ландшафт Туниса.

”Тунисский каллиграфический шрифт помогал распространять Коран во времена исламского правления, поскольку использование арабских почерков часто ассоциировалось с продвижением Корана, который мы признаем и считаем священным“, сказал он, добавив, что “необходимо сделать его более современным”.

Он продолжил: “Это неприемлемо, что мы по-прежнему слепо привязаны к старой модели. Мы живем в мире технологий и прогресса, который призывает нас также стараться исследовать другие аспекты искусства. Тунисский стиль не может быть ограничен только написанием коранических аятов, но должен развиваться и в других сферах искусства”.

Бежауи и Трабелси работали над тем, чтобы ознакомить публику, особенно молодых тунисцев, с богатой историей страны в области каллиграфии. В сентябре на выставке каллиграфии, организованной Тунисской ассоциацией искусств, было представлено 51 произведение 32 каллиграфов. В прошлом году выставка под названием “Наш Кайруан — обращение к истокам искусства” продемонстрировала тунисский стиль каллиграфам из разных стран.

”У нас есть давние традиции каллиграфии в Тунисе”, – сказал Бежауи. “Мы работаем по методике преподавания всех стилей каллиграфии, в том числе османского и других, однако хотим сосредоточиться на кайруанском стиле. Мы не можем добиться прогресса без защиты и развития наших истоков.”

Несмотря на значимость этого искусства, отсутствие культурного сознания и доступа к произведениям создает трудности для художников, специализирующихся на этом искусстве.

”У нас нет производства принадлежностей, которые мы используем для каллиграфии”, – сказал Трабелси. “Это нормально, поскольку влияние технологий проникло глубоко. В Иране и Стамбуле рынок каллиграфии жив, но здесь нам приходится бороться из-за разрыва между настоящим и прошлым. Многие люди не верят, что каллиграфия может быть искусством”.

“Люди используют каллиграфические картины в качестве украшений и подарков, рассматривая ее как нечто обычное. Поэтому политика правительства не способствовала признанию каллиграфов художниками. Это была профессия, связанная с написанием документов и художеством. Дальнейшее изучение истории тунисской каллиграфии может помочь его признанию в качестве искусства, что укрепило бы статус каллиграфии как искусства. Больше людей должно способствовать этой работе и выполнять ее”.

“Мы надеемся, что подрастающим поколениям удастся добиться процветания каллиграфии, как это было в прошлом, – добавил он. “Нельзя забывать о важности каллиграфии для сохранения нашего наследия.”

 15-летний Фазлун Нур, самый молодой участник каллиграфической выставки каллиграфии “Наш Кайруан

15-летний Фазлун Нур, самый молодой участник каллиграфической выставки каллиграфии “Наш Кайруан” (Тунисская ассоциация каллиграфии) / Источник фото: The Arab Weekly

Кайруанский куфический почерк / Источник фото: prophetpbuh.com

Кайруанский куфический почерк / Источник фото: prophetpbuh.com

Комментарии