Тунисский переплетчик дарит новую жизнь древним рукописям

Седовласый 62-летний мужчина вытаскивает небольшие рулоны позолоченной бумаги и большую коллекцию металлических печатей и роликов, которые он использует для нанесения букв, линий и других символов на обложки книг. Он вспоминает, что несколько десятилетий назад в Старом городе Туниса над старинными книгами трудились, как минимум, еще четыре переплетчика. Однако сегодня он единственный, кто продолжает этим заниматься.


Мухаммад Бен Сасси осторожно приподнимает отделанную золотом кожаную обложку, и посередине книги открываются трещины, которые расходятся под тяжестью сотен бежевых страниц.

Под воздействием времени страницы обесцветились, а на их краях возникли сколы, но черный арабский шрифт, которым написана книга, отчетливо виден.

«Двести пятьдесят лет», – говорит Бен Сасси, переворачивая каждую страницу по отдельности.

Ему потребовалось почти три месяца кропотливой работы, чтобы восстановить этот древний Коран – священную книгу мусульман.

«Это как второе рождение», – говорит Бен Сасси, переплетчик из исторического Старого города в центре столицы Туниса. «Я беру эту книгу и осторожно работаю с ней, пока не закончу. Я дарю ей вторую жизнь».

Бен Сасси, словно доктор, предстает перед нами в белом халате в своей двухкомнатной мастерской в конце узкой, мощеной булыжником улицы Рю-дё-ль-Ага (Rue de l’Agha), расположенной в Медине [в странах Магриба и Северной Африки – старая часть города, построенная во времена арабского владычества – Исламосфера] столицы Туниса.

Книги сложены вокруг него, заполняя пространство между рабочими столами, книжными прессами и другим специальным оборудованием, а разноцветные кусочки кожи грозятся то и дело свалиться с вершины книжной полки.

Седовласый 62-летний мужчина вытаскивает небольшие рулоны позолоченной бумаги и большую коллекцию металлических печатей и роликов, которые он использует для нанесения букв, линий и других символов на обложки книг.

Он вспоминает, что несколько десятилетий назад в Старом городе Туниса над старинными книгами трудились, как минимум, еще четыре переплетчика. Но сегодня, по его словам, он оказался последним, кто продолжает этим заниматься.

«Это нехорошее чувство», – говорит он, сетуя на вымирание любимой профессии.

Этот Коран Бен Сасси реставрировал почти три месяца. Источник: Jillian Kestler-D'Amours/Al Jazeera

Этот Коран Бен Сасси реставрировал почти три месяца. Источник: Jillian Kestler-D’Amours/Al Jazeera

Десятилетия работы

В Старом городе столицы Туниса – Медине, построенной в 698 году, по данным ЮНЕСКО, находится около 700 исторических памятников, включая дворцы, мечети и площади.

Именно здесь Бен Сасси занимается с 1974 года восстановлением и переплетом книг.

Он окончил специализированную среднюю школу по переплету книг в Тунисе, а также обучался во Франции и Греции, после чего начал работать в Национальной библиотеке Туниса.

В библиотеке он работал на полставки, пока не вышел на пенсию в 2015 году. Он решил провести оставшееся ему время в своей мастерской.

«Я не из тех людей, которые живут в кафе. Я не умею играть в карты», – говорит он с улыбкой в интервью “Аль-Джазире”. «Моя страсть – это моя работа».

Раньше Бен Сасси восстанавливал рукописи, воссоздавая по отдельности каждый порванный клочок бумаги.

В настоящее время он использует так называемую японскую бумагу – натуральный пергамент ручной работы, состоящий из длинных волокон и прикрепляемый к передней и задней стенкам страниц, которые нужно восстановить.

Бен Сасси объясняет, что японская бумага «поддерживает страницу и фактически заменяет ее». Как только происходит склейка, бумага втирается в страницу, после чего ее красят, чтобы она соответствовала нужному цвету.

Он выбирает тип и цвет каждой кожаной обложки, опираясь именно на тот стиль, который был наиболее распространен в то время, когда была издана книга.

Большую часть денег Бен Сасси зарабатывает, переплетая учебники, используемые в учебном процессе на факультетах юриспруденции, машиностроения и др.

«Переплетение книг – это трудоемкий процесс, который требует большого терпения», – говорит он.

Бен Сасси использует печати, чтобы украсить книги золотыми буквами. Источник: Jillian Kestler-D'Amours/Al Jazeera

Бен Сасси использует печати, чтобы украсить книги золотыми буквами. Источник: Jillian Kestler-D’Amours/Al Jazeera

Передавая навыки

Сегодня Бен Сасси живет надеждой передать свои навыки новому поколению.

В настоящее время в сотрудничестве с Дар Эль-Харка (коворкинг-пространство в Медине) он обучает своему ремеслу трех молодых людей. В прошлом году он обучал четверых других.

В мастерской ему помогает также его 24-летний сын.

Бен Сасси говорит, что также хочет организовать в Тунисе экспозицию восстановленных рукописей и заново переплетенных книг, чтобы познакомить с этим искусством более широкую аудиторию.

Несмотря на появление таких технологий, как iPad и планшеты для чтения, он убежден, что в переплетении книг и их восстановлении все еще есть необходимость.

«Книга продолжает жить, пусть даже и вместе с компьютерами», – говорит он.

Интерес к этому ремеслу «немного снижается, но все еще есть люди, которые хотят сделать переплет, которые хотят работать с книгами», – продолжает он.

«Когда вы читаете книгу, и вам это нравится, вам нужно одеть ее в новую «одежду» … И это сопровождает вас в течение всей вашей жизни».

Также он нагревает кусочки металла, при помощи которых наносит линии на книжные обложки. Источник: Jillian Kestler-D'Amours/Al Jazeera

Также он нагревает кусочки металла, при помощи которых формирует строки на книжных обложках. Источник: Jillian Kestler-D’Amours/Al Jazeera

Бен Сасси занимается переплетением и реставрацией книг с 1974 года. Источник: Jillian Kestler-D'Amours/Al Jazeera

Бен Сасси занимается переплетением и реставрацией книг с 1974 года. Источник: Jillian Kestler-D’Amours/Al Jazeera

Джиллиан Кестлер-Дамур / AL JAZEERA NEWS

Комментарии