Холод Каландара: в погоне за мечтой, в бегстве от самого себя

Человеком движет не столько мечта о светлом будущем, сколь то, как он достигнет этого радостного события. Часто человек ставит цель и движется к мечте  вопреки всем и всему – разуму, предрассудкам, обстоятельствам, простым потребностям. Так и случилось с Мехметом, героем фильма «Холод Каландара» (2015) турецкого режиссера Мустафы Кара.


Простой человек из турецкого села где-то в горах, живущий за чертой бедности, вдали от цивилизации. Глядя на его жизнь, даже и не поймешь, какой век на дворе: то ли уже наступило XXI столетие, то ли это лет восемьдесят назад. И вот семья, обитающая в полуразрушенном бараке, где нет даже кроватей, а вместо обеденного стола стоит покосившийся остов какой-то бесформенной деревянной утвари. Семья Мехмета могла бы жить и лучше, но глава семьи не работает, он занят своей мечтой – вновь найти месторождение серебра. И в своих поисках он днями и ночами пропадает в горах, взрывая то одно ущелье, то другое. В это время дома уже нечего есть, долги растут, нужно лечить больного сына. Но что-то идет не так, мечта не осуществляется, удача отвернулась от уже немолодого мусульманина.

Мехмет старался, искренне прикладывал усилия. Но его удаче помешал снег, который «выпал в этом году слишком рано». И каждый раз что-то мешало, и каждый раз он находил  оправдание своей неудаче и верил, что в следующий раз уж точно ему повезет. Так он снова и снова уходил из дома. И уже кажется, что Мехмет не уходит в поисках удачи, сколько убегает от своих обязанностей кормильца, от давления бытовых проблем, с которыми ему тяжело справиться, убегает  от жены, которая его буквально пилит. Последнее вполне можно понять – когда мужа дома нет, вся тяжесть ложиться на плечи этой женщины. Ей не нужны горы золота, ей бы стабильность и опору. Жена идет за мужем, как велено в исламе. Она не перечит ему и живет тем, что приносит муж. Жена делает все по хозяйству и даже работает за мужа: колет дрова, смотрит за скотом. Но и эта самая жена имеет право, как минимум на мужа, которого она почти не видит. Однако Мехмету тяжело это понять. Он ослеплен своей мечтой, гонимый слабостью и страхами, он уходит прочь, сбегая в горы от суровой реальности жизни в обществе.

 

Рухнувшая мечта “дервиша”

Режиссер Мустафа Кара назвал свой фильм «Холод Каландара». Что такое «Каландар»? Село, где лютый холод стал причиной неудачи. Или же каландар – это бродячий нищий дервиш, который исполняет минимум исламских предписаний? Под это описание как нельзя точно подходит образ Мехмета. Если его мать совершает намаз и покрывается, жена берет большое омовение после ночной близости, он предпочитает спать, игнорирует даже такие элементарные, но важные и обязательные предписания. Мехмет –  это “каландар”, который оставил мирское ради мечты, и но не спасения души, а спасения тела и своего «я». Так он хотел доказать себе, что он еще мужчина, что он что-то может, что он не неудачник.

Это становится очевидным в одном простом, но самом сильном и поворотном эпизоде. И это даже не столько решение подготовить быка на бои – новая попытка легко заработать много денег, а откровенный разговор между мужем и женой. Как оказалось, что вся проблема в том, что в их отношениях нет открытости. Каждый из них ищет поддержки друг в друге, понимая эту поддержку по-своему. И плач Мехмета перед женой, словно малого ребенка, его просьбы поддержать и в последний раз дать шанс очень хорошо передают боль обоих супругов, позволяя понять, насколько же велика пропасть между ними.

Жизнь главного героя похожа на лотерею, но слишком дорога цена за возможный куш. Жертвовать приходится буквально всем. Кинокартина, начавшаяся с реальности, завершается сказкой, давая надежду каждому каландару идти за мечтой вопреки всему. Стоит ли игра свеч? История жизни Мехмета показывает, что нет.  Все же, Мехмет достигает желаемого, но не своими силами, а через принятие и смирение – главные качества дервиша. Возможно, это и стало основным посылом режиссера к зрителю: в жизни можно получить желаемое, не отказавшись от всего ради мечты, а приняв то, что есть в твоей жизни – и плохое, и хорошее.

Алина Хакимзянова

Комментарии