Шедевры индийской каллиграфии в Брунее
Как сообщает газета Borneo Bulletin, Верховная комиссия Индии в Бруней-Даруссаламе и Министерством культуры, молодежи и спорта проводят совместную выставку исламской каллиграфии из Индии в качестве первого мероприятия фестиваля года Индии в Даруссаламе, которое будет организовано в честь золотого юбилея султана Хасана Болкиаха Вадауллаха Муизаддина. Год Индии в Брунее будет ознаменован множеством мероприятий, которые будут продолжаться до марта 2018 года.
Безымянный персидский поэт восхваляет искусство каллиграфии:
“Мы привезли сосуд с духами из мускуса татарской лани,
Мы использовали рубины и изумруды в этой работе.
Говорят, что каллиграфия лучше драгоценных камней.
Таким образом, мы принесли вам целый дом, полный драгоценностей”.
Исламская или арабская каллиграфия является художественной практикой высокохудожественного написания арабских слов, в основном, аятов Корана и высказываний Пророка Мухаммада (САВ), а также Имен Всевышнего Аллаха.
Пожалуй, каллиграфия является самым почитаемым исламским искусством, которое связывает язык, религию и художественную деятельность.
Индия имеет древнюю традицию декоративного искусства и резьбы по камню, а также высокоразвитое эстетическое чувство, которое проявилось в ее музыке, танцах, одежде и других формах искусствах древнего периода.
С приходом на Индийский субконтинент исламской традиции начался медленный процесс интеграции этих двух культур, который достиг пика художественного, музыкального и культурного расцвета в период великих Моголов.
Исламская каллиграфия оказалась одним из искусств, которое получило особенно яркое развитие. Мусульманские художники всегда прославляли Слово Аллаха Всемогущего, однако в при дворе Моголов и удельных правителей более позднего периода каллиграфия достигла новых высот красоты и виртуозности.
Сотни тысяч камнетесов трудились над тем, чтобы вырезать арабские буквы из Корана на драгоценных камнях, стенах мечетей, мавзолеев и дворцов имперских городов, расположенных в долинах рек Инд и Ганг.
Более изящные образцы каллиграфии наносились на бумагу и кожу, вышивались на бархате, украшая дома дворян и правителей.
Некоторые каллиграфы подписывали свои творения, а большинство не указывали своих имен, так как художественное произведение обычно предназначалось для прославления Всевышнего Аллаха.
Помимо Корана, для каллиграфических работ использовались и другие тексты – стихотворения, как правило, на персидском, а иногда и на арабском языке, хадисы Пророка Мухаммада (САВ).
Примеры всех этих и более видов каллиграфии будут представлены на выставке исламской каллиграфии в Малайском технологическом музее, которая будет работать до 25 ноября.
36 фотографий редких каллиграфических работ, представленных на выставке, были тщательно отобраны из большой и необыкновенной коллекции Библиотеки Разы, расположенной в городе Рампур (штат Уттар-Прадеш, Индия).
Эта библиотека, основанная в 1774 году Навабом Файзуллой Ханом, является одной из самых известных традиционных библиотек Южной Азии.
Навабы Рампура, правители этого бывшего княжества на севере Индии, были знатоками искусств и покровителями ученых, поэтов, художников, каллиграфов и музыкантов.
Библиотека имеет в своем распоряжении около 3000 редких образцов исламской каллиграфии, в том числе работ известных мастеров каллиграфии из Средней Азии, Персии и Индии, таких как Мир Али, Мухаммед Хусаийн Кашмири, Заррин Ракам, Султан Али Машхади, Ака Абдул Рашид Делами, Дара Шикох, Мир Имад Аль-Хусейни Абдулла Мушкин Калам, Гульзар Ракам, Мухаммад Акрам, Мухаммад Хабиб, Мухаммад Масум, Мумин Ас-Саини, Мухаммад Рафи, Мухаммад Хашим и Мухаммад-Амин Самарканди.