О книге «Исламская цивилизация» египетского мыслителя Ахмада Заки

Термин «цивилизация» (араб. хадара – букв. «оседлый образ жизни» – Исламосфера) в современном смысле слова является одним из продуктов культурного лексикона, сложившегося в начале прошлого столетия.  Он вышел за рамки своего изначального значения, которое выступало в роли противоположности бедуинского образа жизни посреди пустыни. Одним из первых , кто использовал его в этом  более широком антропологическом смысле, относящемся ко всем культурным артефактам, которые формируются  совокупностью всего, что реализуется в интеллектуальной и культурной сфере, был египетский мыслитель Ахмад Заки (1867-1934).

Картинки по запросу ahmad zaki pasha

Ахмад Заки в арабской национальной одежде / Источник commons.wikimedia.org

Он ввел в оборот это понятие, присоединив его к исламу, но не как к религии, а как к системе институтов, ценностей и материальных достижений, которые упорядочили арабское общество, возвысившееся над эпохой джахилии. Благодаря этому усилию ему удалось отделить религиозное от светского при изучении истории ислама, потому что с самого начала его работы вписывались в контекст секулярного представления об истории, хотя он и не использовал этого слова открыто с целью объективной реконструкции развития исламской культуры без учета вероучительных или обрядовых истолкований религиозного сознания. В предисловии к книге он пишет: «Если я упомянул ислам, то я упоминаю его в том смысле, что он является культурной системой, а не религиозной». Очевидно, он позаимствовал понятие «культура» (араб. ‘умран, букв. «возделывание» или «населенность» – Исламосфера) из терминологии Ибн Халдуна (1332-1406), отца современной социологии.

Одним из плодов этого культурного подхода к изучению наследия стала книга под названием «Исламская цивилизация», состоящая из девяти глав, которая была издана на 84 страницах в 1909 году. Изначально она представляла собой серию лекций Ахмада Заки, прозванного «шейхом арабизма» (шайх аль-‘уруба), которые он читал студентам Египетского университета, насчитывавших тогда около 500 человек, в рамках инициированного Ахмадом Лутфи ас-Саидом (1872-1963) культурного движения по созданию нового прочтения истории без ее возвеличивания.

Картинки по запросу ahmad zaki pasha

Книга Ахмада Заки “Мир в Париже” / Источник: commons.wikimedia.org

В пяти главах книги историк обращается к «событиям, происходившим с арабской нацией после появления ислама», описание которых он расширяет вплоть до эпохи джахилии, рассматривая две темы – «Государство римлян» и «Государство персов», которые исчезли вместе с появлением этой религии, что позволило лучше понять связь между этими тремя государствами в отдельности от их метафизических интерпретаций. Автор рассматривает распространение ислама и последовавшие за ним войны, обращается к изначальным интерпретациям расцвета Омейядского государства, под сенью которого исламская цивилизация наблюдала первые проявления своей культуры.

Принятый в этой книге подход опирается в основном на отказ от смешения духовных данных, содержащихся в исламе, с материальной культурой, которая была создана под влиянием этой религии, и обращается к ее светскому истолкованию. Он также базируется на возрождении письменного наследия и рукописей, большая часть которых тогда была недоступна, в значительной степени на осторожности, дотошности и отрицании преувеличений. Он попытался понять религиозные принципы и объяснить их причины в свете теории государства, то есть стремления упрочить свое политическое и экономическое положение.

В этом контексте аяты о джихаде были истолкованы не как призывы к принуждению людей принять эту религию, поскольку это противоречит, по его мнению, ее нравственным принципам, а скорее как ясный призыв к сохранению государства и защита его достояния. Книгу также отличает акцент на истории написания и составления текстов как части исторического процесса и аналитический взгляд на действительность.

Это объективное восприятие требовало развития современной литературы на арабском языке, выработки современного концептуального аппарата и даже норм правописания, чтобы быть способными применять новые исторические подходы, которые не были приняты среди арабов в рамках сакрального отношения к истории. Таким образом, Ахмад Заки внес вклад в развитие языка научного исследования культурного наследия и позаимствовал у ориенталистов филологический подход, в том числе проверку фактов, сопоставление текстов и нарративов, обзор различных теорий по тому или иному вопросподу, поскольку он свободно владел несколькими иностранными языками, перевел множество исторических исследований и опирался на них в ходе выработки своего метода.

Тем не менее, Ахмад Заки не был полностью свободен от рамок прошлого и заявил, что цель исламской цивилизации состояла в сохранении ценностей «свободы, равенства, братства и универсальности пророческой миссии», что напоминало апологетический вывод об общих чертах исламской культуры. Таким образом, «Исламская цивилизация» остается примером литературы приостановленного впоследствии арабского пробуждения (араб. ан-Нахда – Исламосфера), которая опиралась на модернизацию через освобождение от власти исторического наследия и его объективное прочтение, хотя чаяния этого пробуждения и были связаны с исламом, потому что Ахмад Заки находился под влиянием устремлений ат-Тахтави (1801-1873) благодаря переводам с европейских языков, призывал к исламскому возрождению, в соответствии с представлением Джамал ад-дина аль-Афгани (1838-1897), испытывал влияние призывов Мухаммада Абдо (1849-1905) к реформе ислама и освобождению арабского языка от риторики и ораторских приемов, чтобы он стал языком научного исследования и рационального изучения истории и ее реалий.

Наджмеддин Халафуллах

По материалам портала Аль-Араби аль-Джадид.

Ахмад Заки Паша (1867-1934) – египетский мыслитель, арабский филолог, идеолог египетского национализма и панарабизма. Родился в Александрии в семье марокканца и курдской женщины. В 1911-1921 гг. был генеральным секретарем кабинета министров Египта. Занимал должность заведующего кафедрой исламской цивилизации в Египетском университете.

Комментарии