Индонезия – новый рай для мусульманских туристов

На островке Гили Траванган у берегов острова Ломбок в Индонезии загорелые и розоватые от солнца западные туристы в купальных костюмах сидят в одном ресторане с группой одетых в хиджаб женщин из Малайзии, приехавших на корпоративный отдых. Недалеко от главной дороги стоит мечеть, так что ночью сквозь ритмы живых исполнителей регги можно услышать последний призыв на молитву.


Мусульманский Ломбок – альтернатива индуистскому Бали

Туристы стекаются в Индонезию со всего мира, чтобы насладиться ее пляжами, дикой природой и культурным наследием. Но многие приезжают и по религиозным причинам. В 2015 году на ежегодном мероприятии, посвященном индустрии мусульманского туризма в Дубае, “лучшим в мире халяльным туристическим назначением” был назван именно индонезийский Ломбок, 90% населения которого составляют мусульмане. Остров, который уже давно прозябал в тени гламурного Бали с его индуистским большинством, находится всего в 30 минутах полета на запад и стремительно завоевывает свое место под солнцем на международном рынке туристических услуг.

“Мы не должны быть “мусульманским Бали”, – говорит Мухаммад Ади Фархан, халяльный туроператор, живущий в прибрежном городе Сенгиги на острове Ломбок. “Мы всего лишь мусульманский Ломбок! Мусульманский рай!”.

Хотя словосочетание “халяльный туризм”, которое вошло в моду около десяти лет назад, и кажется неологизмом, оно, тем не менее, отражает новую тенденцию в турбизнесе: не просто размещение религиозных мусульман в отеле, но и активное обслуживание их религиозных потребностей. Термин “халяль”, чаще всего используемый для продуктов питания, в более широком смысле означает любую религиозно допустимую, согласно мусульманскому законодательству, продукцию, в том числе туристические услуги.

Как крупнейшая в мире мусульманская страна, Индонезия возлагает надежды на халяльный рынок, рассчитывая на расширение своей индустрии туризма, которая отстает от таких соседей, как Таиланд и Сингапур, на целых 13 миллиардов долларов. Ломбок находится в провинции Западная Нуса Тенгара, которая является одним из трех приоритетных халяльных направлений, наряду с Западной Суматрой и Ачехом. Заместитель губернатора Джакарты Сандиага Уно выразил заинтересованность в развитии ” шариатской туристической зоны” в столице страны и недавно объявил, что город будет строить «шариатские отели».

Около 2,7 миллиона человек из примерно 12 миллионов иностранных туристов, по словам пресс-секретаря Министерства туризма, посетили в 2016 году в Индонезии халяльные направления. Наибольший рост был замечен в Ломбоке, что Министерство относит именно на счет успехов халяль-туризма.

В прошлом году Ломбок принял около 3 миллионов туристов из Индонезии и из-за рубежа. На этом острове, почти вся еда — рыба «сатай», курица в оригинальном ломбокском остром соусе «самбал» — всегда халяльная, и вы никогда не будете находиться более чем в пяти минутах от мечети. Почти в каждом отеле, ресторане и пляжном клубе есть «мусалла» или молитвенная комната. Поскольку население острова в основном является мусульманским, высока вероятность того, что гиды в любой сфере деятельности — от трекинга по вулкану Ринджани до дайвинга с морскими черепахами — будет учитывать все тонкости религиозного образа жизни.

Некоторые туроператоры в Ломбоке уже создали оживленный бизнес по организации экскурсий для улемов или мусульманских ученых.

“Когда улемы приезжает в Индонезию в качестве приглашенных проповедников или для проведения религиозных праздников, они часто останавливаются в Ломбоке”, – говорит Фархан, халяльный туроператор. “Я или один из других халяльных гидов помогут организовать частные халяльные поездки на один из «гили» – маленькие островки, которые усеивают все побережье Ломбока.

Борьба за богатых туристов из стран Персидского залива

“Индонезия – это прекрасная страна для посещения, потому что там нам не нужно объяснять, почему мы хотим молитвенные комнаты и сертифицированные халяльные продукты питания”, – сказал Омар, 52-летний турист из Саудовской Аравии в ведущем исламском центре в столице провинции, городе Матарам. “Все мусульмане, поэтому они уже изначально тебя понимают”.

Такие путешественники могли бы значительно увеличить доходы Индонезии от туризма, надеются чиновники. По данным Арифа Яхьи, министра по туризму Индонезии, посетители из Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии тратят больше денег, в среднем — около 1500 до 1700 долларов на человека за одну поездку, тогда как другие туристы, приезжающие в Индонезию, тратят около 1200 долларов на человека.

Однако количество туристов с Ближнего Востока и Персидского залива во всей Индонезии колебалось в районе 200 000 человек в прошлом году, по сравнению с 600 000 туристами из этих стран, которые посетили близлежащий Таиланд. Чтобы привлечь больше таких прибыльных туристов, Индонезия запустила прямые авиарейсы из стран Персидского залива, обратившись к таким компаниям, как Emirates, Qatar Airways и Etihad Airway.

Сюда также входит Ачех, консервативная провинция на Суматре, которая, возможно, больше всех известна тем, что управляется на основе шариатского законодательства. В Ачехе есть километры нетронутых пляжей, пригодных для дайвинга, исторических мечетей и тропических лесов огромной природоохранной зоны Лойзер. Некоторые стороны жизни в Ачехе, которые могут остановить других посетителей, такие как запрет алкоголя, могут идеально подходить для правоверных мусульманских путешественников.

Растущий рынок халяльного туризма

В туристической индустрии мусульманских путешественников считают следующим “миллиардным рынком” после Индии и Китая. Почти четверть всего населения мира – мусульмане.

“В мире всего 1,6 миллиарда мусульман, то есть в 1,6 миллиарда потенциальных халяльных туристов”, – сказал Фазал Бахардин родом из Шри-Ланки, основатель сингапурской организации CrescentRating, занимающейся сертификацией исламских туристических услуг.

За три года компания Бахардина опубликовала ежегодный отчет о мировом халяльном туризме совместно с MasterCard. В докладе 2017 года, опубликованном в мае в Джакарте, количество международных мусульманских путешественников оценивается в 121 миллиона человек, что составляет около 10%  мировой туристической индустрии.

“Почти 60% из них путешествуют в Азию, что делает этот континент ключевым регионом роста для халяль-туризма”, – сказал Бахардин.

CrescentRating также оценивает страны по степени их пригодности для религиозных мусульманских путешественников. За последние три года Малайзия заняла первое место в общем списке халяльных направлений. Юго-Восточная Азия в целом занимает прочные позиции в списке CrescentRating, в котором Индонезия находится на третьем месте, а Объединенные Арабские Эмираты занимают второе место.

Критерии CrescentRating  включают наличие халяльной пищи, удобств для совершения пяти ежедневных молитв, “водостойкие” ванные комнаты (некоторые мусульмане предпочитают использовать биде или ручной душ вместо туалетной бумаги, а также специальные краны для ритуального омовения перед молитвой) и нахождение отелей в пригодных для семейного отдыха местах вдали от ночных клубов и казино.

Таиланд, Япония и Корея – новые лидеры халяльной туриндустрии?

Немусульманские народы тоже не отстают. В марте в тайской столице открыл свои двери Al Meroz, позиционирующий себя как “ведущий халяльный отель Бангкока”. Роскошный отель, которым управляет соблюдающий мусульманин, не продает алкоголь, предлагает этаж только для женщин, путешествующих без сопровождения мужчины, поддерживает отдельные мужские и женские часы для занятий в тренажерном зале и бассейне и следит за тем, чтобы даже моющие средства не содержали животных жиров (свиной жир и продукты из свинины запрещены для мусульман).

Япония, которая предлагает безвизовый въезд для индонезийцев и малайзийцев, предлагает несколько крупных халяльных туристических направлений, с 2014 года имеет халяльные рестораны и молитвенные комнаты в международном аэропорту Нарита. Один из этих ресторанов даже поставляет халяльные продукты для авиаперевозчиков, включая Malaysia Airlines. Японские авиалинии начали обслуживать свои собственные рейсы халяльными блюдами еще в прошлом году.

«Питание является одним из основных раздражителей для соблюдающих мусульман, путешествующих в немусульманских странах», – сказал Майкл Гох, основатель сингапурского сайта Have Halal Will Travel (www.havehalalwilltravel.com), имеющего 157 000 подписчиков в Facebook.

“Вы часто можете встретить мусульман, особенно из Азии, чьи сумки забиты едой на случай, если будет не легко найти халяльные продукты питания”, – сказал он.

Сайт Гоха недавно выпустил одноименное приложение с халяль-путеводителем по Сеулу, Токио и Сингапуру. “Такие страны, как Япония и Корея, более дружелюбны к мусульманам, – сказал он, – однако там не хватает полной информации о том, где можно найти халяльные варианты питания или молитвенные места”.

Точное определение халяльных стандартов отличается от одной страны к другой. ОАЭ, например, требуют обширной документации, подтверждающей, что продукты соответствуют шариату, и запрещают продажу свинины мусульманам, в то время как Индонезия по-прежнему не имеет федеральной структуры для халяльной сертификации, однако такие приложения, как созданные Гохом, могут сориентировать путешественников в правильном направлении.

Krithika Varagur / National Public Radio

Комментарии