Почему мусульманский мир отстал в своем научном развитии?

Этот вопрос актуален сегодня, как никогда, поскольку Ближний Восток по-прежнему отстает от средних показателей по всему миру, когда речь идет о расходовании средств на научные исследования и разработки, что по-прежнему вызывает обеспокоенность в связи с “утечкой мозгов” из региона.


Когда закончился Золотой век мусульманской науки?

Чтобы найти ответы на этот вопрос, в начале этого года была создана оперативная группа по направлению “Культура науки в мусульманском мире”, в которой приняли участие около десятка мусульманских ученых, базирующихся в таких странах, как ОАЭ, Пакистан, Малайзия, Ливан и Австралия.

Эта группа провела совещание для обсуждения своих выводов на Всемирном научном форуме, состоявшемся недавно на берегу Мертвого моря в Иордании.

Ключевой вопрос заключается в том, почему инновации исламского Золотого века, длившегося примерно с 8 по 13 века, не продолжились дальше?

“Я думаю, что Золотой век начался в 7 веке или начале 8 века, и он получил заряд благодаря нашим богословам, принявшим греческую философию, рационалистическую философию, в качестве средства разрешения своих споров по поводу божественного текста Корана”, – сказал профессор один из членов целевой группы Джелель Эззин, профессор теории систем и управления университета Эль-Манар в Тунисе.

“Багдад был одним из эпицентров этой деятельности, а знаменитый Бейт аль-Хикма [Дом мудрости, библиотека и центр переводов с греческого и сирийского языков на арабский] был Меккой научных исследований, куда со всего мира приезжали учиться ученые всех религий и способствовали этому просвещению”.

Критическое мышление в исламе

Ученые готовы дать ответ…

Профессор Эззин считает, что ученые в наибольшей степени готовы давать ответы по поводу того, что произошло, потому что у них есть “некое понимание науки и практики науки”. Они могут смотреть нейтрально.

”Необходимо иметь разумную методологию, быть максимально объективными, оставляя, насколько это возможно, предвзятость и ограничивая анализ ключевыми событиями, которые мы называем точками бифуркации или событиями, которые могут казаться в свое время незначительными, но, на самом деле, могут способствовать более крупным динамичным переменам”, – сказал он.

Такие крупные динамичные перемены могли иметь последствия, сохраняющие значение вплоть до сегодняшнего дня. В глобальном масштабе расходы на научные исследования и разработки составили в среднем 2,23% ВВП в 2015 году (по данным Всемирного банка), но в большинстве стран Ближнего Востока цифры значительно ниже.

Например, в ОАЭ этот показатель в 2015 году составлял 0,87% ВВП, в то время как в Саудовской Аравии он составлял 0,82% в 2013 году (последний год, по которому были опубликованы официальные данные). В Кувейте в 2013 году этот показатель составлял всего 0,3%, а в Омане в 2015 году он составил 0,25%.

Многие другие арабские страны, особенно те, которые испытывают хаос из-за конфликтов, имеют значительно более низкие расходы на НИОКР.

Тем не менее, инвестиции в НИОКР в арабском мире увеличиваются, при этом показатель ОАЭ за 2015 год почти вдвое превышает показатель четырехлетней давности, в то время как в Саудовской Аравии за период с 2003 по 2013 год расходы на научные исследования и разработки увеличились в 10 раз. Расходы во всем остальном мире увеличивались гораздо скромнее – с 1,97% ВВП в 2005 году до 2,23% в 2015 году.

Причины отставания

Что касается того, почему мусульманский мир стал отставать после исламского Золотого века, профессор Эззин говорит, что должны быть рассмотрены три фактора –  “правители, религиозные деятели и рационалисты”, которые приравниваются к религии, политике и науке. Понимание того, как власть относится к науке, помогает объяснить тенденции.

По мнению тунисского профессора, одной из ключевых исторических личностей, сыгравших  отрицательную роль в этом процессе, является аль-Газали, персидский суфий и мыслитель, родившийся в 11 веке.

”Он отказался от существования причинно-следственных связей вне божественной воли”, – сказал профессор Эззин, который разделяет мнение многих наблюдателей о том, что аль Газали способствовал замедлению научного прогресса в исламском мире.

Хотя уроженец Марракеша ученый 12-го века Ибн Рушд (Аверроэс) решительно придерживался другой точки зрения в своих трудах, защищая философию Аристотеля от нападок со стороны Аль-Газали, как считает профессор Эззин, установился курс на борьбу с философией.

“Было очень трудно прийти в себя после заклинаний Аль-Газали”, – сказал он.

В то время как исследователи по-прежнему имеют различные толкования того, почему произошло отставание исламского мира в науке, профессор Эззин также пояснил, что достижения исламского Золотого века часто не получают адекватной оценки и признания.

Он цитирует Ибн Халдуна, арабского интеллектуала, родившегося в 1332 году в Тунисе, чьи труды охватывали широкий спектр вопросов. Профессор Эззин говорит, что большая часть того, что было написано шотландским автором Адамом Смитом о политэкономии, несет в себе следы влияния Ибн Халдуна.

Тунисский ученый говорит, что новые направления науки могут дать представление об исторических событиях и способствовать достижению лучших результатов в современном мире.

”Это очень и очень обширная проблема, и нужно сделать что-то гораздо более глубокое … [для] объективного научного анализа вещей с использованием новых наук о психологии познания, сложных динамических системах и других новых областях для получения более актуальных выводов”.

“Цель состоит в том, чтобы возродить практику науки в мусульманском мире на благо мусульман и всего остального мира, а также на благо мира на Земле”.

По материалам статьи Дэниэла Бардсли / thenational.ae

Комментарии
  • Рустам
    Рустам 11 декабря, 2017 в 19:49

    никто не будет спорить что к нынешнему научно-техническому прогрессу (нтп) привела Европа, и первой страной которая из средневекового европейского мракобесия стала на путь прогресса эта была Испания, а Испания по сути долгое время была мусульманской страной, отсюда вывод: мусульмане напрямую содействовали развитию науки в Европе, а далее и по миру в нынешнем ее виде… ну а если смотреть дальше путь развития нтп, то научная мысль переместилась через атлантику в сша, в нынешнее время нтп вовсю шагает уже по юго-восточной азии, если это идет по такому циклу по земле, значит следующие страны нтп – это мусульманские страны