Тезхип – искусство золочения. Часть 1

Наверняка, многие, держа в руках Священный Коран, обращали внимание на изящное оформление титульных страниц и полей, представляющее собой замысловатый геометрический или же растительный орнамент. Данный вид оформления страниц, зародившийся среди уйгуров в Центральной Азии и потихоньку перекочевавший на Ближний Восток, в Иран, Анатолию и другие территории Османской империи, называется тезхип (от арабского слова «зэхэб», что означает золото или золочение).


Однако, при оформлении книг, альбомов, альманахов и специальных указов правителей наряду с золотом использовались, и различные краски натурального происхождения и тезхибом стали именовать практически все виды украшения книжных страниц, тогда как техника украшения страниц одним лишь золотом получила название «халкар». Мастера данной техники смешивали растертое золото с желатином и наносили полученную смесь на специальную бумагу с помощью тонкой кисти.

Необходимо отметить, что тезхип – это коллективный труд. Художников, занимавшихся этим искусством, называли «мюзеххип», а их произведения – «мюзеххеп». Когда каллиграф заканчивал работу над текстом книги, он выделял края страниц золотыми или черными чернилами, или же краской красного цвета, именовавшейся «сурх». На выделенные места мастера или подмастерья буквально «вытряхивали» узор, подготовленный мюзеххибом. Затем один или два мюзеххиба завершали процесс нанесения красок. Все эти художественные процедуры проводились в специально оборудованных мастерских «наккаш-хане», которые существовали при дворцах различных правителей, или же в ателье известных мюзеххибов.

 

Нанесение или «вытряхивание» узора на бумагу

Процесс «вытряхивания» узора происходил следующим образом:

· мюзеххип наносил орнамент на бумагу

· затем мастер или же подмастерья ставили эту бумагу на твердую поверхность и прокалывали узор иголками, тем самым, подготавливая трафарет

· далее трафарет помещали на поверхность, куда необходимо было нанести тезхип и сверху посыпали угольным порошком

· после этого они снимали трафарет, а из прошедшего через него угольного порошка с помощью кисти, состоящей всего из одного волоска, завершали выкладку узора.

Тезхип обычно наносили после того, как каллиграф заканчивал работу над книгой. Это всегда заметно по книгам: если строка выходит за поля, то орнамент тезхиба огибает эту строку. Однако существовали книги, в которых страницы были сперва оформлены тезхибом и переплетены, а уже затем был написан основной текст. Такие книги можно было узнать по наличию пустых страниц в конце книги, когда сами страницы оформлены тезхибом, но внутри нет никакого текста.

Необходимо отметить, что при нанесении какого-либо узора или рисунка мюзеххибы не копировали природные оригиналы, а рисовали объекты так, как они себе их представляли. Поэтому тезхип – это не копирование, а своеобразная стилизация под оригинал. Поскольку слепое копирование могло быть расценено как соревнование в мастерстве с Творцом, мастера тезхиба старались избегать этого и в своих работах всячески подчеркивали непревзойденность Всевышнего.

 

Основные узоры

В качестве основных художественных мотивов в искусстве тезхип использовались следующие виды узоров:

· «руми» (буквально «византийский») – орнаменты, напоминающие крылья и клювы птиц;

· геометрические фигуры, в основном треугольники, шестиугольники и восьмиугольники;

· «мюнхани» (буквально «изогнутый») – различные кривые, наслаиваемые друг на друга линии;

· «хатаи» (буквально «китайский») – цветочные орнаменты;

· «саз йолу» – орнаменты, стилизованные под листья и ветки;

· «тыг» – вспомогательные орнаменты в виде крючков и завитков, толстые в основании и утончающиеся к острию.

Узор “руми”

Узор “мюнхани”

Узор “хатаи”

Образцы вспомогательного элемента “тыг”

Необходимым условием при оформлении книги тезхибом является соблюдение пропорций не только между выбранными орнаментами, но и между пустым пространством и пространством, заполненным орнаментами. Важную роль при решении данной задачи, как раз и выполняли орнаменты «тыг», которые обеспечивали балансировку объектов, наносимых на бумагу. Результат должен был радовать глаз и не вызывать чувства перенасыщенности.

Продолжение статьи

Булат Ногманов

Комментарии
  • Тезхип – искусство золочения. Часть 2 | Исламосфера http://www.islamosfera.ru/2018/01/12/%d1%82%d0%b5%d0%b7%d1%85%d0%b8%d0%bf-%d0%b8%d1%81%d0%ba%d1%83%d1%81%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be-%d0%b7%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d1%87%d0%b0%d1%12 января, 2018 в 17:14

    […] книжных страниц (тезхип), о котором было рассказано в первой части статьи, имеет длительную и богатую историю, однако […]

  • Афганцы вновь соприкоснулись со своим утерянным наследием | Исламосфера http://www.islamosfera.ru/2018/01/18/%d0%b0%d1%84%d0%b3%d0%b0%d0%bd%d1%86%d1%8b-%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8c-%d1%81%d0%be%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%ba%d0%be%d1%81%d0%bd%d1%83%d0%bb%d0%b8%d1%81%d1%8c-%d1%18 января, 2018 в 18:36

    […] афганской провинции Герат. Майкл Барри собрал образцы средневековых миниатюр знаменитой гератской школы, выставленных в музеях […]

  • Исламская миниатюра на уроках иранского художника в Бангкоке | Исламосфера http://www.islamosfera.ru/2018/01/20/%d0%b8%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%bc%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d0%b0%d1%82%d1%8e%d1%80%d0%b0-%d0%bd%d0%b0-%d1%83%d1%80%d0%be%d0%ba%d0%b0%d1%85-%d020 января, 2018 в 15:01

    […] такие разделы, как книжная миниатюра, украшение книги (тазхиб), а также, по желанию участников, изображение цветов и […]