Осло: взгляд русской мусульманки

Журналист Ксения Салемгараева путешествует вместе с мужем-художником по Осло и делится в своей статье зарисовками о городе, увиденном ею в его непривычном для большинства путешественников мусульманском измерении.


Вдохновленные Фридой

В аэропорту нас встречает организатор стрит-арт фестиваля Виктор, и дальше мы отправляемся на скоростном поезде. Виктор – коренной норвежец, его жена – чилийка, а их маленькую дочь зовут Фрида, в честь известной мексиканской художницы.

Глядя как за окном проносятся аккуратные домики, утопающие в норвежском ландшафте, мне это наше первое знакомство показалось необычным. Но вскоре, становится очевидным, Осло  – это смелый коктейль из нордических красок, ориентализма и небывалой страсти к современному искусству.

 

Из наших светлых аппартаментов, обставленных икеевской мебелью,  открывается вид на католический собор и белоснежный домик в духе сказок Андерсена – типичная картина для европейского городка. Но стоит немного пройтись по кварталу района Toyen, и собирается совершенно иной паттерн города – через одну попадаются девушки в хиджабах и темнокожие суданцы в светлых одеяниях, которые органично вписываются в окружающую обстановку и не вызывают вопросительных взглядов у прохожих.

Арабские кварталы мирового стрит-арта и архитектура хай-тек

В моих путешествиях есть особый маршрут, не популярный среди  других туристов – это дорога от отеля до места, где рисует мой муж. По пути я открываю для себя много занятных, говорящих символов.

Моими символами в Осло стали – магазинчик мусульманской атрибутики «Amiin shop», фонтан с кованной арабской вязью, небольшой квартал турецкой и арабской еды и пара стильных кофеен. При этом, над тобой парят чайки, а воздух пропитан свежестью залива, словно ты находишься в арабском райончике Стамбула.

Живут здесь не только арабы, прочно пустили свои корни на северной земле и турки, суданцы, мирно соседствуя с коренными жителями. Именно так, мигрансткие районы здесь не обходят стороной, опасаясь заразиться бедностью, не отворачиваются от человека иного цвета кожи. Норвегия одна из стран, создающая для приезжих условия не хуже тех, которые имеют коренные жители.

Для справки – население Осло почти на 30 % состоит из иммигрантов в первом и втором поколении. В восточной части города эта цифра  колебелется от 60 до 80 % . Согласно википедии, 7%  жителей Осло исповедуют ислам.

Образ мигранта основательно укоренившийся в моей голове стал медленно рассеиваться после нескольких дней в Осло. Однажды, когда я  прогуливалась с сыном около парка, ко мне с улыбкой обратился молодой человек, проводивший социологический опрос. Не признав во мне туриста, он спросил на сколько я оцениваю облагороженность района. И я вспомнила Россию с ее мигрантами, свой платок на голове, и на всякий случай убедилась, точно ли не забыла его надеть.

Сами мигранты на гостеприимство европейцев отвечают разнообразием аутентичной кухни, в округе можно найти турецкие, сирийские кафе, потрясающий магазинчик восточных сладостей, который держит ливанец.

Ежегодно из государственного бюджета Осло выделяется определенная сумма на улучшение жилых дворов. Жители одного арабского квартала решили создать в своем дворе стрит-арт композицию, которая и стала целью нашей поездки.

Это был закрытый дворик, с собственным газоном, небольшим подиумом и скамейками из натурального дерева. Пока председатель двора, седовласая статная норвежка, красивая своей арийской красотой, занималась газоном, маленький темнокожий мальчик в резиновых сапожках бегал под струями поливайки, а его мама что-то кричала ему из окна. Эта картина почему-то прочно поселилась в моей памяти, как история о мире, о негромком человеческом счастье.

Мигрантский район Осло можно назвать центром современного искусства. Здесь несколько лет подряд проводится стрит арт фестиваль, куда съезжаются художники со всего мира. Toyen – своего рода локальный Нью-Йорк.

Сама мечеть «Jamaat-e Ahl-e Sunnat»  уже считается объектом современного искусства. Она имеет квадратное строение, типичное для арабской архитектуры, а минарет полностью выполнен из стекла. На закате сквозь него проходят сотни солнечных лучей, создавая  потрясающей красоты зрелище.

 

Но стоит перейти по мосту «Akrobaten», и  становишься свидетелем совсем иной реальности. Перед тобой вырастает целый квартал из домов в стиле хай-тек, необыкновенных форм и пропорций, словно соревнующихся в своей оригинальности. В этом районе банков, ресторанов бизнес-класса, неспешно прогуливающихся с собаками пешеходов, кажется, даже здания облачены в белые воротнички. Норвегия любит удивлять своей контрастностью.

Интернационализм и свобода в действии

Сам по себе Осло – небольшой, хватит двух-трех дней, чтобы обойти все его достопримечательности. Как правило, туристы приезжают в Осло, чтобы сделать остановку перед долгой и захватывающей дорогой к фьордам.

Но есть в Осло места, в которые с удовольствием возвращаешься снова и снова. Таким для меня стал Ботанический сад – это огромная озеленненная территория в несколько гектар с прудом, оранжереями, музеями и библиотекой. На газонах отдыхают семьи и утомленные туристы, рядом в уличном кафе что-то живо обсуждают мамы с колясками. И ты, такая же мама с коляской, у которой недавно спросили про озеленение района, невольно приобщаешься к прелестям европейской жизни.

Не раз в парках я замечала группы играющих детей в ярких жилетах поверх одежды. Это мобильный норвежский детский сад. В Осло дети не играют на одной, пожизненно прикрепленной к ним, детской площадке. Каждый день они выбирают новые локации, перемещаясь по городу дружной командой в ярких жилетах. Как правило, в таких группах по три-четыре воспитателя, и это не только женщины, но и молодые ребята. Садики тоже смешанные, можно сказать, интернациональные.

А на одной из стен районной школы нарисована фреска, где темнокожий мальчик, белокурый норвежец и девочка-китаянка держат в руках маленькие домики – как символы своей культуры.

В Toyen имеется собственный культурный центр – общий дом для разных наций. Это одноэтажное стеклянное здание, в минималистичном стиле, с деревянной мебелью и уютными подушками на креслах. В центре несколько аудиторий, в которых проходят праздники, или например, лекции перед отправкой в хадж, а еще туда можно просто прийти выпить кофе или прочитать намаз.

В этом городе сплелись два любимых моих направления – восток и минимализм, которые, следуя исламскому духу аскетизма, и должны идти рука об руку. Исламу очень к лицу одеяния европейской сдержанности. Я бы назвала Осло городом будущего, не в силу его современных решений, а ввиду свободы от стереотипного мышления. И это не номинальная свобода, как в некоторых западных странах. Это свобода в действии, стоит выйти на улицы и приобщиться к жизни обычного мигранта.

 

Ксения Салемгараева

Комментарии