25 лет сносу Мечети Бабура в Айодхье

25 лет назад – 6 декабря 1992 года – тысячи индуистских националистов разрушили средневековую мечеть в городе Айодхья, штат Уттар-Прадеш, на севере Индии. Для многих людей в Индии и за рубежом разрушение этого религиозного сооружения 16-го века было не актом вопиющего вандализма и мракобесия, но и важной вехой в современной истории страны, которая подорвала основы политики “секуляризма”, считавшиеся ранее незыблемыми и обеспечивавшие мирное сосуществование различных религиозных общин.

Снос Мечети Бабура (Бабри-Масджид), которая была построена в 16-го веке в период правления первого императора Моголов Бабура, вызвал религиозные протесты и межконфессиональные столкновения в различных частях Индии, которая продолжалась в течение месяца. Более 2000 человек были убиты в результате самых страшных религиозных беспорядков со времени обретения Индией независимости в 1947 году.

Разрушение мечети под ликование 150-тысячной индуистской толпы создало глубокую и неизгладимую трещину в социальной ткани Индии, внушив мусульманскому меньшинству Индии страх и беспокойство о своем будущем.

Это событие также проложило путь к консолидации так называемого «индуистского мажоритаризма» и уверенному подъему индуистской националистической партии Бхаратия Джаната (БДП) – партии, находящейся сегодня у власти в Индии и стоящей за движением сторонников возрождения храма Рамы на месте мечети в Айодхье.

Журналистка Видья Субрахманиам, которая освещала индуистско-мусульманские отношения в течение многих лет, говорит корреспонденту «Аль-Джазиры», что 6 декабря 1992 года стало своеобразным водоразделом.

“В некотором роде, с разрушением Мечети Бабура рухнуло все, началась нормализация ненависти между общинами. Это привело к тому, что уважаемые семьи среднего класса начали говорить в своих гостиных о мусульманах, как о “других”, о том, что “мусульмане заслуживают этого”.

“Разрушение мечети развязало руки всем темным силам внутри индуистской общины”, – говорит Видья, которая сама работает в индуистском издании.

«Черный день» для одних и «день победы» для других

Индийские нацистские группы, такие как Дели Раштрия Свайамсевак Сангх (РСС), идейный родитель правящей БДП, и Вишва Хинду Паришад (Всемирный Совет индусов) хотят построить храм на месте мечети. Многие индусы считают, что именно на этом месте когда-то располагался дворец, в котором якобы родился Рама, главный герой «Рамаяны», который в индуизме считается не мифологическим персонажем, а реально существовавшей исторической личностью. По их мнению, мусульмане осквернили святое место, разрушив ранее существовавший на этом месте индуистский храм и соорудив мечеть. С этой целью уже много лет на территории разрушенной мечети ведутся археологические раскопки с целью доказать существование этого храма, однако пока никаких доказательств не предъявлено.

Левые группы в стране отмечают эту дату как “черный день”. Протестующие в Нью-Дели заявили, что уничтожение мечети “остается самым суровым нападением на светские, демократические основы современной республики”.

Однако индуистские националистические организации по всей стране отмечают этот день как “Шаурья Дивас” (День Победы).

“Мы отмечаем День Победы последние 24 года с тех пор, как это строение было разрушено. Естественно, мы празднуем. Памятники рабства должны быть уничтожены”, – сказал Сурендра Кумар Джайн, генеральный секретарь “Вишва Хинду Паришад”, как сообщает “Аль-Джазира”.

«Благодаря славе, силе и храбрости индусов мы смогли уничтожить это здание».

“Это гордость для нас, что на этом месте будет построен индуистский храм. Было много задержек. Теперь мы больше не можем медлить”, – добавил Джайн.

Мусульмане за светскую законность

Во вторник Верховный суд Индии отложил слушания по давно отложенному делу до 8 февраля следующего года. Ранее бывший главный судья предложил внесудебное урегулирование между двумя сторонами.

Зафарьяб Джилани, руководитель Комитета действия Мечети Бабура, который ведет борьбу в этом процессе от имени мусульман, отказался от всякого обсуждения внесудебного урегулирования и переговоров.

“Когда они говорят о решении, они имеют в виду, что мы должны отозвать наши претензии, а это невозможно. Этого никогда не произойдет, мы не сдадимся”, – сказал Джилани каналу «Аль-Джазира».

“Они наносят ущерб нации. Страна должна возродить свои старые ценности секуляризма. В конечном счете, они не станут победителями. Большая часть страны по-прежнему в основном остается светской”, – сказал он.

“Административный сговор”

Юридический спор о месте Мечети Бабаура, построенной в 1528 году, длится уже более 60 лет. Конфликт обострился в 1949 году, когда в мечеть были помещены идолы Рамы, одного из самых почитаемых индуистских божеств. После этого инцидента мечеть была закрыта и объявлена “спорным строением”.

В 2010 году Верховный суд Аллахабада постановил, что индусы получат две трети земли, и им будет разрешено сохранить импровизированный храм, построенный над центральным куполом разрушенной мечети. Оставшаяся треть земли площадью 2,77 акра была присуждена мусульманам. Однако обе стороны оспорили вердикт в Верховном суде, который приостановил решение нижестоящего суда.

Мусульмане на полном основании заявили об «административном сговоре» властей с индуистским большинством. С этим согласен Акшайя Мукул, автор книги “Формирование индуистской Индии”.

“Еще больше усугубила этот мрачный сценарий неспособность правительства, вполне намеренная, реализовать верховенство закона”, – сказал Мукул “Аль-Джазире”.

В ходе расследования Reuters в прошлом месяце было объявлено, что полиция помогала правым индуистским активистам движения «мстителей за коров», которые насильственно забрали около 190 000 голов крупного рогатого скота у мусульман, начиная с года избрания нынешнего премьер-министра Индии Нарендры Моди.

Будучи партией, стоящей на переднем крае храмового движения, БДП получает богатые награды за проведение выборов.

Мечеть Бабура в прошлом: уникальный стиль, загадочная акустика и продуманная вентиляция

Достоверная дата строительства мечети Бабура неизвестна. Надписи на здании утверждают, что мечеть была построена в 935 году хиджры (1528-1529 гг.) неким шиитским вельможей Мир Баки по приказу Бабура. В главном историческом источнике того периода “Бабур-наме” («Хроники Бабура») не упоминается ни мечеть, ни разрушение храма.

Также нет никаких ранних свидетельств в индуистской традиции о том, что именно это место было местом рождения Рамы. Самая ранняя запись о мечети на месте, традиционно считавшемся индуистами местом рождения Рамы, принадлежит Джай Сингху II  – раджпутскому аристократу, служившему при дворе Моголов, который приобрел землю в прилегающем к мечети районе в 1717 году и основал Джайсингпур. Скорее всего, возникло недоразумение, потому что во многих ранних источниках говорится о том, что Аурангзеб (1658-1707) разрушил крепость Рамкот в Кашмире, в том числе дом, который считался местом рождения Рамы индуистами, а на его месте была построена мечеть с тремя куполами.

Известно, что Моголы были великими покровителями искусства и архитектуры, построили множество прекрасных гробниц, мечетей и медресе по всей северной Индии. Мечети по всей Индии строились в различных стилях, и самые элегантные стили развивались в районах, где были сильными местные традиции искусства, сохранявшиеся высококвалифицированными мастерами. Таким образом, региональные или провинциальные стили мечетей выросли из местных стилей храмовой архитектуры, которые, в свою очередь, были обусловлены климатическими особенностями и рельефом местности. Отсюда и огромная разница между мечетями Бенгалии, Кашмира и Гуджарата.

Мечеть Бабура была построена в традициях архитектурной школы Джаунпурского султаната и даже немного напоминала мечеть Атала в Джаунпуре. Джаунпурский стиль возник в 15 веке еще до прихода Моголов в Индию.

Имеются интересные свидетельства об уникальной акустике и вентиляции, которые были продуманы талантливыми архитекторами мечети.

Английский архитектор Грэм Пикфорд еще в 19 веке писал: “Шепот у михраба Мечети Бабура четко слышен в другом конце мечети за 200 футов [60 метров] от него…”.

Современные архитекторы связывают эту интригующую акустическую особенность мечети с большим углублением в стене михраба и несколькими углублениями в окружающих стенах, которые функционировали как резонаторы. Эта конструкция позволяет каждому слышать речь, произносимую на минбаре. Песчаник, использованный при строительстве мечети Бабура, также обладал резонансными свойствами, которые способствовали уникальной акустике.

Не менее удивительна и система воздушного охлаждения, замаскированная под исламские архитектурные элементы вроде арок, сводов и куполов. Эта система состояла из высокого потолка, куполов и шести больших решетчатых окон. Она помогала сохранять в помещении прохладу, создавая естественную вентиляцию воздуха.

Исламосфера

Комментарии