Абдул Гаффар-хан: основатель первой в мире ненасильственной армии
Идея непротивления злу насилием издавна была вплетена в ткань духовной традиции человечества. Она находит отражение в словах Пророка Исы (мир ему) «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Она отчетливо проявляется в словах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) «Силён не тот, кто может повергнуть других, силён тот, кто владеет собой во время гнева». В разное время многие выдающиеся умы человечества апеллировали к этой вечной идее. В числе таких людей был великий русский писатель Л.Н. Толстой. Идея ненасильственной борьбы прославила на весь мир индийского национального лидера Махатму Ганди. Между тем, вспоминая последнего, нельзя также не вспомнить его выдающегося соратника и друга Абдул Гаффара-хана – лидера пуштунов, который провозгласил в качестве своего девиза ненасильственное сопротивление британскому колониализму и вместе со своим индийским сподвижником сыграл ключевую роль в его низвержении.
Досье:
Полное имя: Хан Абдул Гаффар, Бача Хан
Дата рождения: 6 февраля 1890
Место рождения: Пешавар, Северо-западная пограничная провинция, Британская Индия
Образование: английская колониальная школа, Алигархский мусульманский университет
Звание: Бадшах-хан (хан ханов)
Статус: политик, духовный лидер, просветитель, реформатор, гуманист
Должность: политический и духовный лидер пуштунов, член Рабочего комитета Индийского национального конгресса
Жизненное кредо: ненасильственное сопротивление колонизаторам
Характер: решительный, энергичный, веротерпимый, миролюбивый, терпеливый, справедливый
Сегодня существует расхожее мнение, что XX век был веком реальной политики и реальных политиков в отличии от века нынешнего, где бал правят политтехнологи, которые с искусством достойным лучшего применения могут вывести порой совершенно безликого и бесталанного политика в топ рейтингов самых популярных политиков. Если посмотреть на жизнь Абдул Гаффар-хана, вместившую в себя столько, сколько не смогли бы вместить жизни тысячи людей, то такое мнение не покажется далеким от истины.
Абдул Гаффар-хан родился в 1890 году в Пешаваре. Несмотря на учебу в английской колониальной школе, он не пополнил широкие ряды компрадорской элиты, стоявшей в то время на службе у Британии. Воспитание, данное ему отцом Бахрам-ханом, местным пуштунским вождем, в котором широта взглядов сочеталась с богобоязненностью, никогда не позволила бы ему встать на сторону захватчиков.
Хотя Абдул Гаффар-хан с детства был убежденным противником британских колонизаторов, он не испытывал к ним ожесточенной ненависти. Скорее он относился к ним с суровым реализмом. Он понимал, что силы неравны, что британцы заметно превосходят местные племена в военном, в организационном, в техническом отношении, и выработал оригинальную стратегию борьбы с ними.
Борьба эта, по его мнению, должна была осуществляться по всем направлениям, а не только в военно-политической сфере. Уже в 20 лет он открыл первую школу для пуштунов. В последующие годы такие школы открывались повсеместно среди пуштунских племен. Таким образом, уже в молодости Абдул Гаффар-хан проявил себя как блестящий организатор и реформатор.
Спустя несколько лет, будучи уже зрелым человеком, он пришел к выводу, что нельзя ограничиваться сферой просвещения, и обратил свое внимание к политике. В 1926 году он стал во главе массовой организации «Пахтун Джирга» («Пуштунская Лига»), а в 1929 году создал общественное движение «Худаи Хидматгаран» («Слуги Божьи»), ставшей по сути первой в мире профессиональной ненасильственной армией.
Движение «Худаи Хидматгаран» было основано Абдул Гаффар-ханом сразу после участия в ежегодной сессии Индийского национального конгресса. Нет сомнения, что Абдул Гаффар-хан находился под влиянием идей своего старшего товарища, а впоследствии друга и соратника, которому он всегда хранил верность, Махатмы Ганди, стоявшего в то время во главе Индийского национального конгресса. Так называемая «сатьяграха» [тактика ненасильственной борьбы, разработанная Махатмой Ганди в начале XX века для борьбы с британским колониализмом, которая выражалась в двух формах: несотрудничестве и гражданском неповиновении – Исламосфера] не могла не прийтись по душе Абдул Гаффар-хану, который в самые тяжелые моменты своей жизни, подвергаясь жестокому гонению и провокациям со стороны британцев, предпочитал поиск компромисса насильственному методу решения конфликта.
Но нельзя сказать, что лишь влиянием Ганди был обусловлен переход Абдул Гаффара к идее ненасильственной борьбы. Наоборот, эту позицию он постоянно оправдывал обращением к наследию Пророка Мухаммада САВ. Он говорил: «Я собираюсь дать вам такое оружие, которому полиция и армия не будут в состоянии противостоять. Это — оружие Пророка, но вы не знаете об этом. Это — оружие Пророка, о котором вы ещё не знаете. Это оружие — терпение и справедливость. Никакая власть на земле не может противостоять ему».
«Я собираюсь дать вам такое оружие, которому полиция и армия не будут в состоянии противостоять. Это — оружие Пророка, но вы не знаете об этом. Это — оружие Пророка, о котором вы ещё не знаете. Это оружие — терпение и справедливость. Никакая власть на земле не может противостоять ему».
Ислам многогранен. В целях защиты себя, своих близких и имущества в Исламе разрешается вести вооруженную борьбу с врагами, но также поощряются другие виды урегулирования конфликтов. Мы наблюдаем это в решении имама Шамиля прекратить вооруженную борьбу с русскими войсками в ходе Кавказской войны и перейти к другим формам разрешения конфликта. Мы видим это в решении Али ибн Абу Талиба (мир ему) не продолжать битву при Сиффине с Муавией, а заключить перемирие. Он оправдал это подписанием в свое время Пророком САВ Худайбийского договора. Примечательно, что подписание этого договора привело к легализации мусульман, после чего их количество начало стремительно возрастать.
Подобно этому, Абдул Гаффар-хан также отказался от вооруженного метода борьбы с британцами в пользу ненасильственной борьбы. Это было серьезное выстраданное решение, способное обернуться для него существенными потерями, и дело здесь отнюдь не в британцах. Как известно пуштуны – воинственный народ, который привык бороться с внешними противниками вооруженными методами. В этом можно было убедиться хотя бы на примере жесточайшего отпора, который афганцы дали Советскому Союзу и США. Так что «Худаи Хидматгаран» стала первой организацией у пуштунов, которая боролось с колонизаторами ненасильственными методами. Сам он объяснял свой выбор следующим образом: «Нет ничего удивительного в мусульманине, пуштуне, который, как и я, сделал своим кредо отказ от насилия. Это не новое кредо. Оно было известно еще тысячу четыреста лет назад Пророку в то время, когда он был в Мекке».
«Нет ничего удивительного в мусульманине, пуштуне, который, как и я, сделал своим кредо отказ от насилия. Это не новое кредо. Оно было известно еще тысячу четыреста лет назад Пророку в то время, когда он был в Мекке».
Эта борьба была тяжелой. Можно отметить лишь один эпизод. 23 апреля 1930 года Абдул Гаффар-хан в городе Утманзаи выступил с речью, в которой призвал к неповиновению британцам, в результате чего был арестован. Это привлекло еще больше людей в ряды «Худаи Хидматгаран». Члены движения собрались на рынке Кисса-Хвани для выражения протеста. Вскоре туда подъехали британские броневики и начали давить участников мирного протеста. Протестующие не имевшие при себе оружия не отметили на этот акт агрессии. Они лишь хотели забрать погибших и уйти с миром. Но британские войска получили приказ открыть огонь по протестующим. Члены «Худаи Хидматгаран» встретили свою смерть мужественно. Они падали замертво под градом пуль, а их места занимали другие члены движения. Они шли на смерть с именем Аллаха, с Кораном в руках, во имя свободы своей родины, за светлое будущее своих детей, обагрив своей священной кровью эту землю, которая навсегда воспела их подвиг в памяти потомков.
Воины духа, а не меча, они в эти тяжелые, последние мгновения своей жизни ни словом, ни делом не отказались от принципов, которые утверждал в жизнь их учитель, их лидер Абдул Гаффар-хан. Британцам так и не удалось спровоцировать их взяться за оружие. Впоследствии, отмечая важность ненасильственной борьбы, Гаффар-хан писал: «Британцы быстро справились с вооруженными выступлениями, но ненасильственное сопротивление они не смогли подавить, несмотря на все свои репрессии».
В конце концов после многолетней изнурительной борьбы борцы с колониализмом, в числе которых члены «Худаи Хидматгаран» сыграли одну из решающих ролей, завоевали свободу. Но плоды ее были не такими, какими их видел Абдул Гаффар-хан. Он мечтал о единой Индии, в которой все населяющие ее народы будут жить в мире и в равенстве. Именно такое послание миру нес этот воин духа на протяжении всей свой жизни. Он говорил: «Святой Пророк Мохаммед пришел в этот мир и учил нас: «Тот человек — мусульманин, который никогда не повредит никому ни словом, ни делом, но кто работает для пользы и счастья всех созданий Бога». Вера в Бога состоит в том, чтобы любить своих братьев». Он как и Пророк Мухаммад САВ не разделял людей, его призыв как и призыв его Пророка был обращен ко всем людям, и также как и Пророк САВ он нес людям любовь и справедливость.
«Святой Пророк Мохаммед пришел в этот мир и учил нас: «Тот человек — мусульманин, который никогда не повредит никому ни словом, ни делом, но кто работает для пользы и счастья всех созданий Бога».
Вместе с Джавахарлалом Неру он объехал всю Северо-Западную пограничную провинцию, побывал во всех районах и везде пытался убедить людей сохранить единство государства. Но другие силы решили по-своему. На политической карте мира возникли Индия и Пакистан, отношения между которыми до сих пор остаются напряженными. Кроме того, в Индии осталась значительная часть мусульманского населения.
Тем не менее после возникновения Пакистана, Абдул Гаффар-хан присягнул ему на верность. Он уважал мнение людей, которые решили жить в отдельном государстве. Между тем его политические оппоненты, которые выступали за независимый Пакистан и теперь пришли к власти, припомнили ему его прежнюю позицию. В итоге он в очередной раз оказался в тюрьме, но теперь его туда отправили свои же единоверцы.
Его активная политическая деятельность завершилась в 1955 году, когда движение «Худаи Хидматгаран» было объявлено сепаратистским и запрещено. Сам Абдул Гаффар-хан, оказавшийся на свободе в 1954 году, чтобы в 1956 году вновь оказаться за решеткой. В 1962 году он был выпущен, после того как согласился отправиться в добровольное изгнание в Афганистан. Умер Абдул Гаффар-хан 20 января 1988 года на 99-м году жизни.
XX век называются долгим веком. Он вместил себя войны, революции, нескончаемую смену режимов, борьбу с колониализмом и победу над ним, холодную войну и многое другое. Таким же долгим была жизнь и Абдул Гаффар-хана. Она вместила в себя победы и поражения, сладость от реализованных чаяний и разочарование от несбывшихся надежд. Его жизнь была своего рода символом эпохи. Символична была и его смерть. Вернее, послесмертие. На время его похорон обе стороны продолжавшейся Афганской войны – и афганская, и советская – прекратили боевые действия. Мир признал «мирную» силу этого воина духа, провозгласившего своей жизнью мир, справедливость, созидание и, конечно же, любовь главными ценностями человеческой жизни.
Ленар Гаязов