Абджад: какие тайны скрываются за арабскими буквами?

Системы, в которых буквам алфавита придавали разные числовые значения и на основе этого находили какие-то скрытые смыслы, существовали в разных цивилизациях. В исламском мире такой системой был абджад или абджадия.
В классических источниках, дающих информацию об арабской письменности, утверждается, что раньше буквы в алфавите располагались в порядке, называемом «ат-тартиб аль-абджади». В религиозных книгах заявляется, что в таком порядке их разместил еще пророк Адам (мир ему). Этот порядок использовался и во времена Пророка (мир ему), но при халифе Абдул-Малике ибн Марване (685-705) был заменен на другой, подготовленный Насром ибн Асимом и Яхьей ибн Йамаром аль-Удвани, когда схожие буквы были размещены рядом друг с другом. Этот порядок, который именуется «хуруф аль-хаджа», сохраняется и в современном арабском алфавите.
Абджад, в своей сути, представляет собой разработанную в древности мнемотехнику, призванную облегчить запоминание алфавита вида «ат-тартиб аль-абджади». Само слово абджад (أبجد) образуется из букв «алиф», «ба», «джим», «даль», с которых он начинался. Далее следовали хавваз (هوز), хутти (حطي), каляман (كلمن), са’фас (سعفص), карашат (قرشت), сахаз (ثخذ), дазаг (ضظغ), отражающий порядок букв в этом алфавите.
Какой смысл несет в себе арабская буква “вау”?
В народе были распространены разные предания о том, что обозначают эти слова. Например, утверждалось, что первые шесть из них представляют собой имена царей мадианитян (полукочевой народ, упоминаемый в Библии и Коране), шайтанов или названия дней недели, однако это всего лишь фольклорные сведения. Существуют и хадисы, в которых упоминается абджад, однако их достоверность вызывает сомнение. Например, в одном из них, передаваемом от Али и Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах), говорится, что каждое из слов абджада обозначает разные стадии периода от изгнания Адама (мир ему) из Рая до его покаяния. В другом сообщается, что первые шесть слов абджада образованы первыми буквами имен Аллаха. Кроме того, считалось, что буквы абджада по порядку обозначают четыре элемента, составляющих Вселенную – огонь, воздух, воду и землю. Об это пишет, например, Ибн Халдун. На основании этого как в художественной литературе, так и трудах о тайных науках приводились различные пояснения.
В разных классификация буквам придавались свои числовые значения. Существовали такие классификации, как аль-джумал аль-кабир, аль-джумал аль-акбар, аль-джумал ас-сагир и аль-джумал аль-асгар. В таблице приводится первая из них, которая именовалась также «истинный абджад».
ابجد | ا | 1 | Единицы
(ахад) |
ب | 2 | ||
ج | 3 | ||
د | 4 | ||
ھوز | ه | 5 | |
و | 6 | ||
ز | 7 | ||
حطى | ح | 8 | |
ط | 9 | ||
ى | 10 | Десятки
(ашарат) |
|
كلمن | ك | 20 | |
ل | 30 | ||
م | 40 | ||
ن | 50 | ||
سعفص | س | 60 | |
ع | 70 | ||
ف | 80 | ||
ص | 90 | ||
قرشت | ق | 100 | Сотни
(миат) |
ر | 200 | ||
ش | 300 | ||
ت | 400 | ||
ثخذ | ث | 500 | |
خ | 600 | ||
ذ | 700 | ||
ضظغ | ض | 800 | |
ظ | 900 | ||
غ | 1000 |
Широкое распространение получили представления, что в числовом значении слов скрываются свои тайны. В системе абджад некоторые слова дают одно и то же число, в чем находили некие скрытые смыслы. Например, числовое значение слов ильм «знание» и амаль «деяния» равно 60, «Аллах» и хиляль «полумесяц» – 66. Именно с этим связывают то, что полумесяц стал символом ислама. Рене Генон (Абдульвахид Яхъя) пишет, что числовое значение слова суфи и выражения аль-хикма аль-илахийа «божественная мудрость», равны. Он выводит из этого, что суфий – это «ариф биллах», т.е. тот, кто познал Аллаха.
Мусанна – искусство зеркальных надписей в каллиграфии.
Такие слова любили и часто использовали поэты, поскольку они позволяют закладывать в тексты какие-то скрытые смыслы. Это следует учитывать для понимания истинного смысла стихов, в частности, в поэзии дивана. Существовал целый поэтический жанр, в котором в стихотворении в системе абджада зашифровывалась дата какого-то события. У персов он именовался «мадде-и тарих-сази», у арабов «тарихун шиири», а у турок «тарих дюшюрме».
Абджад находил широкое применение в исламском мире. В целом, он оказал влияние на многие науки и искусства, такие как тасаввуф, астрономия, астрология, литература, архитектура. В астролябиях и других приборах наблюдения вместо цифр писали буквы абджада. Его брали за основу при создании разных шифров. Кроме того, он находил применение в магических практиках и гадании, которые считаются запретными в исламе.

Источник: Haberler
Абджад также использовался в различных целях в народе. Например, ребенку давали имя, образованное буквами, соответствующими его дате рождения в системе абджад. Турецкий поэт и просветитель Мехмед Акиф Эрсой, родившийся в 1290 (1873) году по хиджре, таким образом был назван отцом Рагийфом. Но это необычное имя было изменено его близким на Акиф, хотя сам отец до конца жизни настойчиво называл его по-прежнему. Также в народе абджад использовался для изготовления талисманов и амулетов.
Абджад находит применение для обозначения разделов в книгах. В странах, где используется арабский алфавит, приводимая в начале книг информация о них обозначается буквами абджада. Кроме того, они применяются для выделения названий глав и параграфов и для упорядочивания имен, названий мест в энциклопедических трудах, таких как тазкиры. Известно, что архивариусы в исламском мире даты разных событий записывали словами равного числового эквивалента в системе абджад, чтобы предотвратить их изменение. Так же делали благотворительные фонды (вакфы) и государственные структуры.
Под защитой Корана: рубашки-обереги исламского мира.
Особое значение придавалось абджаду в суфизме, в частности, в тарикате бекташи. Существует множество как поэтических, так и прозаических произведений суфийских авторов, отражающих представления о том, что буквы абджада заключают в себе какие-то тайны, а числа имеют особые свойства. Например, много внимания этой теме уделяется в работах Ибн Араби, в частности, в его «Футухат аль-маккийя». Исмаил Хаккы Бурсеви, один из турецких суфиев XIX века, посвятил абджаду целую книгу «Асрар аль-хуруф» («Тайны букв»). Такие труды были распространены и в хуруфизме одном из не вполне ортодоксальных эзотерических направлений, возникших на базе суфизма.
Исламосфера
Источник:
Türkiye Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi