Афганская школа даёт девочкам то, чего их лишили талибы
Девочки стали появляться около семи утра. При взгляде издалека, они напоминали тонкие синие линии, извивающиеся над бесплодной загоревшей горной грядой. Они шли по грязи протоптанных дорог, которые сходились из разных направлений в одну маленькую школу в нижней части долины, пишет Джим Хейлбрук для The New York Times.
Одетые в школьную форму пастельно голубого цвета и в белых платках, девочки от 7 до 18 лет, шедшие около часа пешком, вовремя пришли в школу. Мальчики шли отдельно.
К 7:45 все они собрались на линейку во дворе школы Рустам в отдаленном уголке афганского района Якавланг. Это единственная в округе средняя школа с 12-летним обучением, в которой обучается 330 девочек и 146 мальчиков, что удивительно для страны, где обычно только треть девочек посещают школу.
Директор школы, 49-летний Мохаммад Садик Насири, выступил с ежедневной речью: «В этом году поступить в университет будет труднее, поэтому придется работать лучше, чем когда-либо».
Школа Рустам может показаться невероятным местом для поддержки мечтаний учеников. В семи классных комнатах из грубого камня, дополненных шестью большими палатками, учеников настолько много, что занятия делятся на утренние и дневные смены продолжительностью всего по четыре часа.
Здесь нет электричества, отопления, компьютеров или ксерокса. Многие школьные материалы написаны от руки самими учителями. Когда-то их финансировали из-за рубежа, но больше такой помощи нет. Одна учительница рассказала, что у нее меньше книг, чем у ее учеников.
В Афганистане традиционалисты и модернисты спорят о будущем страны.
По словам господина Насири, только у 5% учащихся родители умеют читать и писать. Большинство их – дети крестьян.
Тем не менее, в 2017 году 60 из 65 выпускников были приняты в государственные университеты Афганистана. Две трети из них – девочки. Пару лет назад 97% выпускников поступили в колледж.
В отличие от большинства афганских школ, в Рустаме есть смешанные классы.
«Мы говорим этим мальчикам и девочкам, что между ними нет разницы, и вы все будете вместе, когда поступите в колледж, поэтому вам нужно научиться уважать друг друга», – говорит директор школы.
Однажды в конце весеннего семестра Бадан Джойя, одна из пяти учительниц, проводила уроки по математике в одной из переполненных палаток для четвертого класса. Кусок картона, окрашенного в черный цвет, служил классной доской, на котором были написаны простые алгебраические формулы. Она попросила своих учеников назвать свой любимый предмет. Они хором ответили: «Математика».
Это не удивительно для школы Рустам. 40% вопросов на вступительных экзаменах в колледж связаны с математикой. И девушки превосходны в этой науке.
17-летняя старшеклассница Шахрбано Хакими учится 11-м классе. В компьютерном классе они изучали операционную систему Windows по книгам. Только у одного из 60 учеников дома есть компьютер.
Автобус-библиотека для детей колесит по улицам Кабула.
«Больше всего на свете я хочу, чтобы у меня был ноутбук», – говорит Хакими.
Шахрбано Хакими мечтает стать врачом, отчасти потому, что у ее матери проблемы со зрением, а ее отец в 65 лет почти глухой. Оба неграмотны.
Во дворе дома с грязными стенами водяная мельница, которая обеспечивает работу небольшого генератора, которого хватает для включения света ночью, чтобы можно было учиться.
«Я не образован», – говорит ее отец Гулам Хуссейн. – «Я простой рабочий на ферме и не хочу, чтобы у них была такая же жизнь».
Из его 11 детей сын и две дочери уже поступили в колледж. Их семья также является примером того, почему в школе учится меньше мальчиков. Их 9-летний сын Али остается дома, чтобы помогать своим родителям, а 12-летний сын Реза работает в поле.
Когда талибы были у власти в Афганистане, образование для девочек было запрещено. Женщины в основном содержались в своих домах, особенно в сельских районах.
По словам учителей, страсть к образованию в этой местности, особенно среди девочек, является реакцией на этот период. Учительница математики четвертого класса, 28-летняя Джойя, сама не ходила в школу, пока режим талибов не пал. Тогда ей было 11 лет. Она не умела ни читать, ни писать, и ее единственным учебным занятием было шитье.
Эхо войны: фотографии афганских детей с винтовками, снарядами и танками.
«Мне пришлось начинать с нуля. Мы рассказываем ученикам о талибах и о том, что они с нами сделали, и говорим: «У вас есть возможность, вы должны ее использовать. Они слушают. Они слышат об этом и дома от своих мам и тетушек», – рассказывает Джойя.
Область вокруг Рустама теперь свободна от талибов и мало затронута насилием. В других сельских местностях семьи неохотно отправляют девочек в школу, особенно на большие расстояния.
Однажды директор школы Насири заметил одну из своих учениц, 13-летнюю Фарибу, которая спряталась за другими девочками во время собрания, потому что она была без формы. Ее семья была слишком бедна, чтобы купить одежду для школы. Поэтому он купил отрезок голубого хлопка на ближайшем базаре, а учительница математики Джойя сшила тунику, вспоминая свои навыки швеи.
Директор школы Рустам воспитывает четырех дочерей и двух сыновей вместе со своей 45-летней женой Роей. Он научил свою жену читать и писать.
«Мы обсудили это и решили, что она должна пойти в школу», – сказал он. – «Дети станут лучше, если их мама получит образование».
Их старшая дочь окончила среднюю школу на четыре года раньше своей матери. В этом году Ройя окончила среднюю школу, а в следующем году сдаст вступительные экзамены в колледж.
«Она воспитала шестерых детей», – сказал Насири. – «Теперь она встает на ноги сама».
Афганец исполнил мечту своей покойной сестры.
Исламосфера