Ага-хан создает в ОАЭ музей и сеть коллекционеров исламского искусства

Музей друзей Ага-хана стартует в Дубае как региональный проект, ориентированный на страны Персидского залива и Южной Азии, призывая потенциальных спонсоров и энтузиастов взять на себя большую роль в продвижении искусства, отражающего межкультурные контакты и взаимодействия, пишет Айеша Шейх из Harpers Bazaar Arabia.


Музей Ага-хана в Торонто, работа которого посвящена обзорной презентации художественного, интеллектуального и научного вклада, который исламская цивилизация внесла во всемирное наследие, в конце прошлого года запустил новую культурную инициативу в Персидском заливе и Южной Азии, подчеркнув значение этого региона как нового очага глобального искусства.

Музей друзей Ага-хана в Персидском заливе и Южной Азии будет направлен на создание региональной сети меценатов, имеющих интерес к разнообразным формам классического и современного искусства стран исламского мира. Почетным председателем кружка меценатов при Музее Ага-хана в ОАЭ будет Шейх Нахайян Бен Мубарак Аль Нахайян, министр культуры и развития науки Дубая, который присутствовал на мероприятии.

“Существует реальное сплетение, настоящее скопление искусств в этом регионе”, – говорит Генри Ким, являющийся генеральным директором Музея Ага-хана на протяжении последних пяти лет, об этом повороте в сторону Персидского залива и Южной Азии. “Мы чувствовали необходимость создания такой группы “друзей”, потому что эти регионы намерены внести большой вклад не только как наши сторонники, которые помогают музею финансово, но и как те, кто верит в общую концепцию этого музея.”

Идея состоит в том, чтобы создать группу среднего размера “единомышленников, которые действительно увлечены искусством и хотят расширять свои горизонты”, – говорит Ким.  Решающее значение этой инициативы состоит в объединении коллекционеров со всего Ближнего Востока и Южной Азии.

Афрасияб разговаривает со своим отцом Пашангом. Шахнаме («Книга царей») Фирдауси (ум. 1020). Тебриз, Иран. 1576. Непрозрачная акварель, чернила и позолота. 45.6x30.5 см. Музей Ага хана в Торонто / Источник фото: harpersbazaararabia.com

Афрасияб разговаривает со своим отцом Пашангом. Шахнаме («Книга царей») Фирдауси (ум. 1020). Тебриз, Иран. 1576. Непрозрачная акварель, чернила и позолота. 45.6×30.5 см. Музей Ага хана в Торонто / Источник фото: harpersbazaararabia.com

“Есть некоторые удивительные коллекционеры в Пакистане, которые, как я знаю, хотели бы увидеть коллекции здесь, и есть много заинтересованных в поездке в Пакистан. Я думаю, что речь идет не только о посещении коллекций друг друга, но и о том, чтобы учиться у них, делиться наследием. Существует много программ межкультурного обучения для коллекционеров, и мы уже представили пару новых программ”, – делится планами посол культуры Музея Ага-хана Хашвани.

Если вернуться в Торонто, Музей Ага хана уже давно стимулирует развитие искусства в этом регионе с момента его открытия в 2014 году. Шесть из пятнадцати его выставок до сих пор имели отношение к культурным артефактам из стран Персидского залива и Южной Азии, а пять из них – только из одних ОАЭ.

Первая в истории выставка музея представила именно пакистанское современное искусство из Лахорского национального колледжа искусств, а его первым крупным показом была коллекция работ из Художественного фонда Барджиль в Шардже.

Музей продемонстрировал оригинальные выставки целого ряда известных художников этого региона, в том числе выставку работ иранского фотографа и режиссера Аббаса Киаростами, которая продолжалась до конца прошлого года и стала последним показом художника, умершего еще в 2016 году. Другие показы включают работы дубайского Фонда Атасси, пакистанского миниатюриста Айши Халид, канадско-иранского художника Парвиза Танаволи и коллекцию художника иранского происхождения Мохаммада Афхами.

Основателем и главным спонсором музея является Ага-хан IV – видный представитель британской элиты и лидер секты исмаилитов-низаритов, имеющей распространение в Индии и среди индо-мусульманских общин в других странах Британского Содружества. Ага-хан также является инициатором многих глобальных культурных проектов, связанных с изучением исламского культурного наследия, делая акцент на культурном многообразии и взаимовлиянии культур.

Он объясняет создание музея исламского искусства тем, что «миру ислама и западному миру необходимо вместе более эффективно работать над укреплением взаимопонимания – в особенности, в то время, когда взаимодействие и смешение этих культур происходит наиболее активно”, в связи с чем выражает надежду на то, что «этот музей будет способствовать лучшему пониманию мусульманских народов во всем их религиозном, этническом, языковом и социальном разнообразии”.

Комментарии