Аиша Абдуррахман – женщина-богослов XX века

С самого зарождения ислама женщины вносили свой вклад в становление и развитие исламских наук. Примером может послужить Аиша – жена Пророка Мухаммада (САВ), которая считалась одним из пяти самых авторитетных правоведов (факихов) своей эпохи. Женщины, продолжающие эту традицию, есть и в наше время, пишет Таха Кылыч.


Аиша Абдуррахман бинт аш-Шати родилась в 1913 г. в египетском городе Думьят в религиозной семье. Ее прадед был великим имамом аль-Азхара – одного из старейших в мире университетов, а также наиболее престижного мусульманского университета в мире. Абдуррахман, ее отец, был преподавателем в этом учебном заведении. Дочь, как и других своих детей, он обучал на дому. И если в первые годы все шло как обычно, подросшая Аиша неожиданно заявила ему, что хочет обучаться в школе. Надо сказать, что религиозные семьи, тем более потомственных богословов, учили своих дочерей исключительно дома, поэтому для родителей это стало шоком. Но девочка неожиданно получила поддержку в своей семье – от своего деда шейха Ибрахима Манхуджи. В 1929 г. Аиша получила сертификат преподавателя от аль-Азхара – это был первый документ такого рода в истории этого учебного заведения, врученный женщине. Обучение она проходила заочно, так как только 35 лет спустя женщинам было разрешено находиться на территории аль-Азхара.

Фатима аль-Фихри – основательница первого в мире университета.

Âişe Abdurrahman, kızların okula gönderilmediği bir ülkede, engelleri aşabilmiş bir isimdi.

Когда ей был 21 год, дед помог ей опубликовать статью в «аль-Ахраме» – крупнейшей египетской газете того времени. Так началась ее карьера в журналистике, которой она занималась всю жизнь. Подписывала свои статьи она псевдонимом Бинту аш-Шати (Дочь берега). Она выбрала это имя потому, что ее родной город стоял на берегу.

Закончив университет короля Фуада (в 1954 г. изменил свое название на Каирский университет) и получив степень магистра в 1941 г., Аиша стала заниматься исследованиями в области арабского языка и богословия. В 1951 г. она получила степень доктора философии, а 1962 г. – звание профессора и стала преподавать в университете Айн-Шамс, заняв должность заведующей кафедры арабского языка и исламских исследований. Одновременно она сотрудничала с «аль-Ахрамом», писала романы и научные труды. Написанные ею биографии жен и дочерей Посланника Аллаха (САВ) в короткое время стали классическими в Египте и арабском мире. В целом, она является автором более сорока книг, тысяч газетных и сотен научных статей.

Выдающиеся женщины “Золотого века” мусульманской цивилизации.

Eserleriyle, İslâm dünyasının dört bir yanında tanınıyordu.

Будучи замужем за профессором Амином аль-Хули (1895-1966), основоположником литературного метода тафсира (толкования Корана), Аиша была его последовательницей в этой области. Согласно Амину аль-Хули, Коран является самой выдающейся книгой на арабском языке, и основа того воздействия, которое он оказывает на людей – его литературное совершенство. Поэтому лучше всего Коран можно понять, если сделать акцент именно на этой его стороне. Аиша Абдуррахман выпустила две книги под названием «Тафсир аль-баяни», в которых приводился тафсир (толкование) Корана на основе литературного метода. Так она стала второй из женщин современной эпохи, создавшей толкование Священной книги ислама.

Умерла Аиша Абдуррахман от сердечного приступа 1 декабря 1998 г. Свою библиотеку она завещала институту. В 1985 году в Каире ей был установлен памятник.

Истоки профессии медицинской сестры в исламе: Руфайда аль-Асламия.

Âişe Abdurrahman, hatıralarını ''Köprünün Üzerinde'' adıyla kitaplaştırmıştı.

Исламосфера

Комментарии